Марк Григорян (markgrigorian) wrote,
Марк Григорян
markgrigorian

Немного о предстоящих выборах

Под впечатлением вчерашних выборов в Кыргызстане и сегодняшней неформальной встречи с аналитиками, решил немного порассуждать об армянских президентских выборах. 

Что интересно: мои собеседники (люди, безусловно, разбирающиеся в кавказской политике) не верят, что Серж Саркисян проиграет выборы. Но и не сомневаются, что выборы честными не будут. 

А чего можно ожидать, и куда ведут нас нынешние тенденции? 

Наибольшие шансы, безусловно, имеют Серж Саркисян и Левон Тер-Петросян. 

Если говорить о третьем месте, то его, видимо, могут занять либо Ваан Ованесян, либо Арташес Гегамян. Я не уверен, что до конца президентской гонки дотянут Артур Багдасарян, Вазген Манукян и Арам Арутюнян. Посмотрим... 

Ясно, что выборы будут проходить не по правилам Европы. В Армении вырабатываются свои собственные правила, в которые входит использование административного ресурса, манипуляция результатами в провинции и, особенно, в Ереване, подкуп избирателей, нечестное голосование, неравное освещение хода выборов, и так далее. Многие из этих методов восходят к периоду правления Тер-Петросяна, и его команда, безусловно, приложила руку к их становлению. Более того, многие из этих методов получили широкое распространение по всему бывшему СССР (за исключением стран Балтии и, в определенной мере, Украины и Молдовы).

Но это значит также, что у команды Тер-Петросяна должны быть разработаны методы того, как с этим бороться. Существуют ли они? Это мы увидим в середине февраля. 

Но вот вопрос: если выборы все равно будут "неевропейскими", то есть не "свободными и справедливыми" в европейском понимании этих слов, то почему власти беспокоятся? Если они все равно могут получить тот результат голосования, который нужен, то зачем вести антитерпетросяновскую пропаганду по телевизору, зачем воздействовать на то, как он ведет свою политическую борьбу (подразумевается, естественно, что борьба ведется в рамках закона)? 

Видимо, значит, не все так просто. Видимо, мнение народа, высказанное на голосовании, все-таки имеет важный вес, если власти стараются на него воздействовать, не ограничиваясь административным ресурсом? 

Можно предположить, что существует некая критическая масса народа, и когда она набирается, власть вынуждена бывает уйти. Так было в Грузии, Украине и Кыргызстане (причем я специально оговариваю Кыргызстан, где не было никакого западного вмешательства). Есть еще один фактор: усталость власти. Я не могу определить этот фактор с математической точностью (лишь весьма приблизительно). Но когда люди находятся у власти долгое время, они начинают уставать, у них оказывается меньше энергии и изобретательности для того, чтобы бороться за эту власть. Так было с Шеварднадзе и Акаевым. Так было и с Владиславом Ардзинбой (Абхазия) и Аркадием Гукасяном (Карабах). 

Серж Саркисян не "устал". Хотя и молодежной его энергию не назовешь, потому что он уже давно находится в высших эшелонах власти и накопил большой капитал. В случае избрания он будет президентом, скорее, алиевского типа, чем саакашвилиевского. 

И  еще: если мы принимаем как должное, что в результате выборов власть в постсоветских государствах, как правило, не меняется, то надо принять и следующий постулат: власть меняется в результате поствыборных волнений. И вопрос тут в решимости лидера: поведет ли он массы "на штурм" (я говорю это фигурально, потому что "штурм" не обязательно должен быть буквальным, как в Бишкеке)? Сможет ли лидер организовать противостояние народа и властей, как это было в Грузии или Украине. 

И готов ли Тер-Петросян к такому повороту событий? 

И захочет ли он такого поворота? 

Tags: Армения, выборы, политика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 42 comments