Отсутствие оппозиции в парламенте становится "общим местом". Нет оппозиционеров в парламентах России, Казахстана, Азербайджана (или все-таки есть? Помогите, френды!), Узбекистана, кажется, Таджикистана... Про Беларусь и Туркменистан я не говорю.
Почему так? Только ли потому, что выборы проходят нечестно?
Разумеется, это важная причина. Хотя подождем заключения ОБСЕ во кыргызским выборам -- оно будет в понедельник днем. Но мне кажется, что "шагом вперед по пути демократизации" эти выборы вряд ли станут.
А может, есть еще причина в том, что радикальная оппозиция всегда и во всех странах маргинальна? И именно в силу своей радикальности обречена? Естественно, за исключением тех случаев, когда, как это было в Грузии, например, народ уже очень устал от властей. (Я не склонен преувеличивать значения Запада в грузинские выборы.)
Да, собственно, и в Кыргызстане в марте 2005 года была примерно та же картина, а там, в Кыргызстане, Запад уж совсем не вмешивался.
Так вот, возвращаясь к идее маргинальности радикальной оппозиции. Она находится на третьих-четвертых ролях и здесь, в Великобритании, и в других странах Европы, и в Америке... Неужели мы просмотрели, пропустили время, а наши общества прошли на шаг дальше, чем мы думаем?
Но тут моя мысль возвращается к категории честности/нечестности выборов. Видимо, они действительно вот так сильно нечестны...
Тогда зачем они?