Это очень печальная весть, и я никак не могу смириться с ней.
Речь идет о бывшем – теперь уже только бывшем – здании школы имени Рачья Ачаряна. Примерно год назад школу расформировали, а здание передали заведению под названием “Академия ОДКБ”.
Эта Академия разрушила все перекрытия здания, оставив только фасад. Я знал об этом, но до недавнего времени опасений это у меня не вызывало – здание было построено в 1936 году, перекрытия у него были деревянными, и я не видел ничего плохого в том, что появилась возможность обновить конструкцию здания без ущерба для его внешнего вида, тем более, что это известная в мире правктика, которая применялась и в Ереване.
Тут я хочу специально отметить, что здание школы имени Ачаряна считалось историческим памятником и было защищено законом Армении об исторических памятниках. Сейчас уже можно сказать, что ни хрена закон не помог.

(Эскизный проект здания)
Случившееся я считаю преступлением. Если фасад обвалился случайно, то это преступная небрежность архитекторов и конструкторов, занимавшихся расчетами, связанными с реконструкцией здания. Можно назвать массу примеров того, как у старых зданий сносили перекрытия, оставляя нетронутым фасад, и ничего с ними не случалось. И не должно было случиться, если бы конструкторы работали на троечку. Большего, поверьте, не нужно.
Если же это было сделано намеренно, то есть у кого-то было намерение сделать так, чтобы фасад обвалился, то это преступный замысел, который должен быть наказан.
К сожалению, я не верю, что закон сработает, не верю, что виновные будут найдены и наказаны.
И, к сожалению, я не знаю, могу ли подать в суд на тех, кто допустил, чтобы исторический памятник был так бесславно разрушен. Я бы посоветовался с юристами…
Здание строилось в 1935-36 годах. Школу собирались назвать именем Пушкина, так как здание возводили в рамках мероприятий, связанных со столетием со дня смерти Пушкина. В 1937 году по всему СССР праздновалось – именно праздновалось – столетие смерти поэта. В разных городах Советского Союза в его честь называли улицы и школы, в честь Пушкина переименовали целый город – Детское Село (бывшее Царское Село), издали полное собрание сочинений, и так далее, и так далее.

(Один из первоначальных вариантов здания)
Комиссия по проведению мероприятий к пушкинскому юбилею была создана и в Армении. Я не могу навскидку назвать членов этой комиссии, кроме Чаренца. И дед мой, готовя проект школы, познакомился с ним.
Но что-то пошло не так, и именем великого русского поэта назвали другую школу. А спустя какое-то время школу, построенную по проекту архитектора Марка Григоряна, назвали именем великого армянского лингвиста Грачья Ачаряна.
На моей памяти школа была не самая лучшая. И учеников там становилось все меньше. И вот, наступил момент, когда школу закрыли, а ее здание отдали Академии ОДКБ.
Больше этого здания нет.
Боюсь, что и не будет, хотя разные люди обещают “восстановить все, как было”. Но мой жизненный опыт подсказывает, что, скорее, на месте исторического памятника возникнет какой-нибудь новострой. Ведь любой ереванский архитектор с удовольствием спроектирует дом в центре города…
А мне остается только чувство глубочайшего бессилия. Бессилия и несправедливости.