Previous Entry Share Next Entry
Скончался Джим Торосян
50
markgrigorian
Джим Торосян был одним из тех, кто создавал облик Еревана.

И не только потому, что был главным архитектором города в 1972-1982 годах, а, главным образом, благодаря своим работам -- зданиям и памятникам, во многом определяющим то, как выглядит центр столицы Армении.

Его главным творением, видимо, можно назвать ереванский комплекс "Каскад", построенный в соавторстве с архитекторами Сариксом Гурзадяном и Асланом Мхитаряном. Этот сложный градостроительный комплекс начали возводить в 1971 году, а закончилось строительство в 2009 -- спустя жизнь целого поколения, развал СССР, спитакское землетрясение, тяжелейший экономический кризис и войну за Карабах.

Почерк Джима Торосяна узнается сразу. Он был одним из немногих зодчих своего поколения, кто остался верен каменной архитектуре в то время, когда другие увлеклись цементом, он продолжал искать вдохновения и современных форм в средневековой армянской архитектуре. В этом смысле, конечно, его можно назвать продолжателем творческой линии Александра Таманяна.

"Чем дольше я занимаюсь архитектурой, тем лучше понимаю Марка Григоряна", -- любил повторять он, когда заходил разговор о развитии Еревана, о его архитектурном облике.

Джим Петрович был очень интеллигентен. Я помню его с середины 60-х годов, собственно, с того времени, как помню себя. Он был другом моего дяди, художника Саркиса Мурадяна, и был частым гостем в его доме. И я хорошо помню его легкую иронию, манеру разговора...

Собственно, и портрет, который я помещаю сюда, авторства Саркиса Мурадяна.

Помнится, именно с Джимом Торосяном мои родители были в первый раз у памятника жертвам геноцида, когда тот еще только строился. В тот день они взяли с собой и меня.  

Эти дни после Нового года какие-то особенно тяжелые. В ночь на шестое января 2001 года скончался мой отец. 10 января 1978 -- дед. буду теперь в эти дни вспоминать и Джима Петровича...
Tags:

  • 1
Печально. Марк, примите моё сочувствие по поводу январских потерь за все времена... Уходят старшие, уходят. Чем дальше, тем беспощадней.

Да, выдающийся был человек.
Это не он описан у Битова в "Уроках Армении"?

Не помню, если честно, но вполне может быть.

Светлая память

Не соглашусь только с одним: он далеко не чурался бетонной архитектуры. Ну, во-первых, во многих постройках одним из выразительных средств использован железобетонный каркас, взять, например, станцию метро пл.Республики. Кроме того, он эксперементировал в свое время с современными формами, скажем, павильон на ереванском ВДНХ, выполненный в форме ж/б купола /кстати, мой дед его строил, а про Джима Петровича рассказывал Տաղանդավոր ջահելներ էին, նորություն էր, մենք էլ հավեսով կառուցում էինք/

Спасибо! Конечно, не чурался, и, конечно, использовал -- как же без этого? И особое спасибо за павильон, потому что я как-то упустил его из виду, когда писал.

Вспомнилось, как он как-то раз пришёл к нам в дипломную вместе с Саркисом Мурадяном и Размиком Давояном - видно, потом должны были вместе куда-то пойти. И пока он консультировал других (а его консультации были так красочны, образны и артистичны - даже в отношении наших студенческих работ, - что их можно назвать просто творческой школой архитектуры), Саркис Мурадян, который знал меня по своим урокам рисунка (учась на архитектурном, я ходила в его класс по просьбе моей мамы, как на дополнительный мастер-класс по рисунку), подсел ко мне, и мы долго говорили о современной архитектуре, пока Джим Петрович не пришёл консультировать меня. Даже не верится, что ещё вчера эти люди были рядом с нами! Светлая им память...

Извините, опубликовалось от имени моей дочери. автор предыдущего комментария я - Ануш Тер-Минасян (в ЖЖ под ником shika-shika).:)))

Спасибо, Ануш! Я не понял, кто автор этого коммента, но сразу же подумал, что это не очень важно, потому что коммент очень теплый и добрый.

Ну, а теперь я знаю!

Марк, с Новым Годом. Я оказался в Лондоне на пару дней и не особенно занят. Если есть желание можем посидеть, поговорить. Гагик (gtovmas@gmail.com)

Гагик, дорогой, я болею... У меня тяжелый грипп, я лежу дома и не вижу, когда мне удастся выйти хотя бы на полчаса. Грипп после инфаркта -- очень неприятная штука...

Oh... выздоравливай и больше не болей!

Конечно, должно пройти время, чтобы об этом говорить, но хотелось бы, чтобы по достоинству была оценены более ранние, модернистские постройки Джима Петровича, например, поликлиника на Баграмяна, институт кардиологии, несколько горсоветов и дворцов пионеров и т.д. Боюсь, часть из них уже испорчена поздними переделками, многие так и осталось недооцененными, а есть даже совершенно незаслуженно активно непринятые /например, Миллиметровка/.

Безусловно! Но что касается армянского модернизма, то он не выдержал испытания временем -- это, к сожалению, факт.

ну почему, просто время изменилось, оставив нам прекра

ну почему, просто время изменилось, оставив нам прекрасные образцы.

Re: ну почему, просто время изменилось, оставив нам прек

А ведь сколько произведений модернизма не дошло даже до наших дней! И это -- на протяжении жизни всего лишь одного поколения. Конечно, были замечательные произведения -- разве с этим можно спорить?! Но был еще один момент: их строили так, как будто времени не существует вовсе. И поплатились за это. Это очень жестокая правда, которую очень трудно принять.

Просто я не очень понимаю, что значит испытание временем в этом случае. Если речь идет о неком универсальном решении, то очевидно, что такого не существует, каждой эпохе или даже месту и конкретному моменту соответствуют правильные для них. Другое дело, если речь идет о том, как произведения будут восприниматься и насколько цениться следующими поколениями. Вот здесь уже не всегда дело в самих произведениях, а в том, кто придет после, с какими ценностями, настроем.

Нет, Шур, испытание временем значит, что огромное количество сооружений того времени физически уже не существует сейчас. Их сносили и продолжают сносить. Они не выдержали и 40 лет.

мой учитель...царство небесное....

  • 1
?

Log in

No account? Create an account