?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Когда мне было 30 лет... Часть вторая
50
markgrigorian

Начало -- Первые карабахские митинги -- здесь. Там же и объяснение, почему я пишу о 1988 годе, и почему я не комментирую мыслей и чувств себя тридцатилетнего.


1988. Митинги как выражение гражданской позиции

Выписавшись из больницы, я отправился в Москву, где в то время учился в аспирантуре. Диссертация у меня была, в целом, готова, надо было лишь закончить ее оформление, публикаций у меня было более чем достаточно, словом, оставались формальности, которые нужно было добить. В Москву я отправился не налегке – в столицу надо было доставить брошюры, разъясняющие «единственно справедливую позицию» по карабахскому вопросу.

Со временем армянская позиция менялась, во главу угла выдвигались то гуманитарные, то политические аспекты, потом целью карабахского движения стала независимость Армении, а спустя пару лет все это отошло на второй план – началась война. Но я сознательно не пишу здесь о том, что было после 1988 года, потому что моя цель – не описание «армянской позиции» в конфликте, а рассказ о том, что я, тридцатилетний, чувствовал в 1988 году.

Ну, а пока я вдруг оказался в центре внимания моих московских знакомых. Курилка Института русского языка Академии наук на несколько дней превратилась в клуб, где я рассказывал о ереванских митингах, о сумгаитской резне… И отвечал на вопросы: «Слушай, а где этот Карабах находится?» Или: «Почему бы вам, армянам и азербайджанцам, не объединиться и не показать этим карабахцам кузькину мать?» Или: «А что вам делить, вы же две нации-соседи, у вас и вера одна – вы ведь все там мусульмане…» Это говорилось совершенно серьезно и искренне – я не рассказываю сейчас расхожих анекдотов – но тогда знания многих москвичей (даже образованных и начитанных) были именно на таком уровне.

Тогда, весной 1988 года, я был уверен: карабахский вопрос, в первую очередь, проблема гуманитарная. Картина вырисовывалась такая: армянам в Карабахе жить очень тяжело. Настолько тяжело, что армян в Карабахе со временем становилось все меньше – они предпочитали уехать, убежать, эмигрировать со своей родной земли, с того места, где они родились и выросли, где похоронены их предки, наконец, с исторической армянской земли.

Да, население Нагорного Карабаха вообще в советские годы уменьшалось (это была единственная советская область, не затронутая войной, где население уменьшалось, а не росло), но с течением времени армян становилось меньше и в процентном соотношении. Если в 1925 году армян было около 90%, то к 1988 году – уже около 75%.

И это вызывало опасения, что Карабах постигнет та же участь, что и Нахичевань, регион, в начале века заселенный армянами, которых к 1988 году осталось менее двух тысяч человек в двух деревнях.

Я могу сейчас ошибаться в цифрах – все-таки прошло 25 лет. Но помню, что на митингах, игравших тогда огромную роль в определении общественного мнения, говорили, что гуманитарная ситуация в Карабахе не просто плохая, а она хуже для армян, чем для азербайджанцев, потому что такой была политика Баку – сделать так, чтобы армян в Карабахе не осталось.

Но время шло, и я стал замечать, что среди моих друзей и знакомых появляются разные точки зрения. Кто-то видел в конфликте чисто территориальный спор за право владеть землей Карабаха – как будто это такой край, где нет людей, и люди вообще не важны, а важна земля.

Другие видели в конфликте религиозное противостояние – «извечный» спор между христианами и мусульманами. Третьи говорили, что именно Карабах решает судьбу всей европейской цивилизации, потому что именно Карабах является последним оплотом на пути пантюркистов к мировому господству. А пантюркисты, как известно, только и думают о том, как бы уничтожить Армению, которая мешает их черным замыслам.

Кроме того, как и очень многие в Армении я видел проблему в восстановлении исторической справедливости, в преодолении наследия сталинизма. А если так, то действовать должна была Москва – и действовать быстро, потому что это и есть настоящая перестройка.

В те дни стали говорить о национально-освободительной борьбе, о «ленинском» праве наций на самоопределение. Популярными стали лозунги «Ленин-партия-Горабчев» и, как антитеза ему, «Сталин-Берия-Лигачев». Видимо, стоявший во главе митингов комитет «Карабах» пытался, таким образом, донести до Кремля свою позицию: мы верны Москве, но Карабах должен стать армянским.

Участие в митингах стало для меня формой выражения гражданской позиции. Не иметь позицию в годы перестройки считалось делом, недостойным интеллигента. Нужно было быть граждански активным, фрондирующим, читать толстые журналы и осуждать годы сталинского террора. Все это я и делал.


Продолжение -- о важном изменении в моей жизни, произошедшем в 1988 году -- завтра.



  • 1
в корне почти всех конфликтов лежит демография.
придется напомнить о процентном соотношении азербайджанцев и армян в Иреванском уезде.

Население Э. (17345 мужчин и 11688 женщин) слагается из русских — 2 %, армян — 48 % и адербейджанских татар — 49 %; остальные — грузины, евреи и проч .

Брокгауз и Ефрон.

Территорию Армянской ССР также не коснулась войны. Что же стало с этими "татарами"?

Шахин, дорогой, вот и ты стал заниматься фигней... Зачем?

Давай лучше подумем вот о чем: в Эривани -- ни в 1915, ни в 1918-1920 годах -- не было столкновений на этнической почве. Почему? Причем, представь, осенью 1915 года население города удвоилось -- так много беженцев туда пришло из Турции. Представляешь, в тридцатитысячный город пришло тридцать тысяч армян, пострадавших от турок, потерявших все -- и никаких столкновений.

А эту фигню оставь для пропагандистов. Им она нужна. Нам с тобой -- очень сомневаюсь.

Марк, фигню начал ты. те самые Берия и Сталин депортировали азербайджанцев с их исторических земель. чтобы переселить туда армян из диаспоры. мог бы для справедливости это тоже сказать.

Шахин, но я так думал 25 лет назад! Я ведь описываю, что думал тогда, в 1988 году. А это было целых 25 лет назад! Неужели ты этого не понял?

признаюсь, не понял. извини.
это важное замечание, надеюсь, читатели тоже примут к сведению.

На здоровье! Ты имел полнейшее право не понять этого.

И твоя реплика на самом деле подтверждает, с каким трудом дается чтение этих воспоминаний. Я это подозревал, и сейчас вижу, что это так и есть... Отчасти я поэтому долго тянул и не мог начать.

А зачем вы уехали? Уехали и теперь армяне виноваты?
Сказали бы Берии и Сталину, что не хотите уезжать, может они бы передумали.
Армяне-то здесь при чем?

Вы с луны свалились?
Напомнить вам, что это было советское время, и кто не уехал бы сам, того оправили бы "бизнес классом" в Сибирь (если повезет, могли бы и просто сгноить в застенках.)

Слушайте, вы такой странный...
А если бы сказали "Идите с 10-го этажа спрыгните" - тоже бы пошли?

Ну по этой логике вы бы тоже сказали им, что не хотим уезжать из Нахтчевани.
Или же Талат-паше, что нам здесь хорошо, не хотим никуда переезжать.

Марк, я об этом ничего не знаю, но просто после вашего комментария полез в Википедию. Не знаю насколько ей можно доверять в этом вопросе, но она пишет об убийствах мусульман в Армении после притока беженцев в 1918ом и разрушении их поселений Озаняном и Тер-Минасяном. Потом пишется о депортации азербайджанцев организованной в 1947ом году первым секретарем ЦК Армении Арутюновым.

Warfare coupled with the influx of Armenian refugees resulted in widespread massacres of Muslims in Armenia[18][19][20][21][22] causing virtually all of them to flee to Azerbaijan.[15] Andranik Ozanian and Rouben Ter Minassian were particularly prominent in the destruction of Muslim settlements and in the planned ethnic homogenisation of regions with once mixed population through populating them with Armenian refugees from Turkey.

In 1947, Grigory Arutyunov, then First Secretary of the Communist Party of Armenia, managed to persuade the Council of Ministers of the USSR to issue a decree entitled Planned measures for the resettlement of collective farm workers and other Azerbaijanis from the Armenian SSR to the Kura-Arax lowlands of the Azerbaijani SSR.[26] According to the decree, between 1948 and 1951, the Azeri community in Armenia became partly subject to a "voluntary resettlement" (called by some sources a deportation[27][28][29]) to central Azerbaijan[30] to make way for Armenian immigrants from the Armenian diaspora.

http://en.wikipedia.org/wiki/Azerbaijanis_in_Armenia

Edited at 2013-11-19 01:01 am (UTC)

Скажите, а почему вы начинаете обсуждение вопроса, непосредственно не относящегося к теме поста? Мне кажется, что это потому, что вам привычней говорить об этом, в частности, потому, что такое обсуждение помогает созданию и поддержанию образа жертвы, в то время как я рассказываю о том, как образ жертвы формировался в Армении.

У меня есть совершенно ясные и недвусмысленные ответы на ваши вопросы. Но давайте посмотрим: есть ли смысл вообще затевать этот разговор здесь, на полях моего рассказа о конкретных месяцах конкретного года?

Я с уважением отношусь к вам как к моему многолетнему собеседнику, и поэтому оставляю решение на ваше усмотрение: есть ли смысл продолжать говорить об этом?

> Скажите, а почему вы начинаете обсуждение вопроса, непосредственно не относящегося к теме поста

только и исключительно потому, что вы сказали--в вашем комментарии, не в основном тексте--что-то, о чем я раньше не задумывался и что меня заинтересовало

Понятно. Я полагаю, вы уже имеете ответ и на главный мой вопрос: есть смысл продолжать разговор о столкновениях на этнической почве сто лет тому назад?

в корне почти всех конфликтов лежит демография.

именно так.
придется вспомнить о процентном соотношении тюрок и нетюрок в регионе на 10-11 в.в нашей эры. А потом отслеживать прибыль/убыль до 20-го века.
Вас кто-то звал? Сами пришли, вот и не жалуйтесь на армян, Сталина и лезгинских сепаратистов.
Вы бы хоть извинились, что понаехали в чужие дома, может кто-то и простил бы вас.

  • 1