Previous Entry Share Next Entry
Кризис в ереванской архитектуре
50
markgrigorian
Конкурс на "реконструкцию" площади Республики в Ереване еще раз показал очевидное: современная армянская архитектура переживает серьезный и глубокий кризис.

Дело ведь не в том, что вдруг в Армении не стало талантливых архитекторов. Они, конечно, есть. Я них на йоту не сомневаюсь в профессионализме армянских зодчих. И дело не в том, что у архитекторов есть проблемы с заказчиками -- такие проблемы были всегда.

Я бы сказал, что кризис в армянской архитектуре является кризисом идей, возможно, мировоззрений, кризисом творческим, когда само развитие идей и профессиональных подходов привели к тупику, и сейчас нужно искать выхода из тупика.

Мне -- как не профессионалу в архитектуре -- представляется, что нужно, как говорят в Англии, вернуться к основам и начать обсуждать самое простое, главное, важнейшее.

И, во-первых, надо начать дебаты относительно средств и способов выражения национального в архитектуре. Это связано вот с чем: неоклассицистические средства, которые использовались в 1920-х -- 1950-х годах, устарели. В современной архитектуре сдвоенные колонны под общей капителью, арки, оранменты и узкие окна-бойницы уже не могут выражать национальный характер. Сегодня недостаточно "рисовать" фасад. Нужны другие подходы. И вообще, нужны ли они?

Символика, когда музей ковров строится в виде ковра, концертный зал -- в виде музыкального инструмента, а библиотека в виде книги, срабатывает далеко не всегда.

И вообще: надо ли ставить акцент на национальном? Может, не надо? Это все должно свободно обсуждаться и в профессиональной среде, и в обществе.

Во-вторых, нужно децентрализовать архитектурную деятельность в Ереване. Под словом "децентрализовать" я имею в виду, что надо наконец обратить внимание на город в целом, а не на его центальную часть. Армянские архитекторы упустили прекрасную возможность в период 2000-2009 годов украсить разные части, разные кварталы города новыми зданиями. Вместо этого все строительство шло в центре. И, как показывает опыт, это строительство не всегда было успешным с точки зрения эстетики, а также сохранения  и развития города.

В-третьих, архитектура должна быть ближе к людям. Во все времена единственным мерилом архитектуры был человек. У меня есть опасения, что в последнее время армянские архитекторы не всегда помнят об этом. Когда разговор заходит о развитии Еревана, иногда создается впечатление, что таким мерилом для них становится генплан города, созданный Таманяном в 1924 году, а не сегодняшний житель столицы Армении. Город давно уже вырос из этого генплана. Надо бы и архитекторам вырастать из него и идти дальше.

В-четвертых, надо отказаться от обожествления Таманяна. Он был человеком своего времени, думал и творил как архитектор именно своего времени -- начала ХХ века. С тех пор прошли десятилетия, архитектура изменилась, изменился и Ереван. Надо двигаться вперед, а не держаться за прошлое.

В-пятых, надо избавиться от излишнего увлечения символикой. За этим увлечением часто пропадает собственно архитектурная суть. Надо строить удобное жилье, а не символы национального семейного уклада. Офисные здания должны быть функциональными, а не выражать идею выстраданной государственности. Когда я читаю пояснения к проекту, типа: "центральная арка выражает идею национальной независимости, а две арки по бокам символизируют неделимое единство армян на родине и в диаспоре", я понимаю, что что-то неправильно.

Наверняка, есть пункты шестой, седьмой и так далее. Возможно, не все, что я написал, верно. Но я ведь и не претендую на абсолютный истину. И вообще, я просто потребитель. Но очень требовательный.

  • 1
na etot raz (pochti) polnostyu soglasen s Vami

voobshe vse nacionalnoe rozhdaetsa iz obshechelovecheskogo

xristianstvo porodilo velikoe armyanskoe srednevekove, armyanskiy kommunizm porodil nacionalnuyu kulturu Arm SSR. v to zhe vremya armyanskiy nacionalizm ne porodil ni chego

to zhe samoe v Irane. Nacionalizm pri shahe ne porodil nichego znachimogo, a politicheskiy islam privel a nastoyashemu stanovleniyu nacionalnoi elity

to zhe samoe na Ukraine, na Kube... koncentraciya na nacionalnom nepladotvorna

Edited at 2013-10-28 05:21 am (UTC)

Я очень рад, что есть пункты, где мы с вами согласны :) Собственно, их и не могло не быть. Просто находим мы их не сразу :)

1. да, но см. N6
2. да!
3. да!
4. да!
5. да!
6. только здесь мы, возможно, будем готовы начать дебаты относительно средств и способов выражения национального в архитектуре.

Я не очень хорошо понял что ты имел в виду под шестым пунктом, но когда первые пять у нас с тобой "да", то и расхождений в шестом не должно быть. Так что я спрашиваю из любопытства.

Я не совсем правильно выразился, хотел сказать, что я бы перенес первый пункт в конец списка, потому что без NN:2-4 он не имеет смысла

Угу, теперь понятно.

Честно говоря, порядок у меня вырисовался как-то спонтанно. Ну, я его спонтанно и записал. Главное, что эти вещи требуется говорить вслух, надо начать серьезный разговор. Все-таки (я себя не обманываю), ЖЖ -- это, конечно, хорошо, но профессиональные споры ведутся в других местах.

Ваша запись была переопубликована на сайте www.blognews.am. Спасибо

Всё правильно!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account