Открыл конференцию один из ведущих грузинских дипломатов. Он встал и торжественно заявил: “On Friday morning, democracy will be restored in Georgia”! В переводе на русский это будет: «Демократия будет восстановлена в Грузии в пятницу утром».
Это заявление в духе фильма "Тот самый Мюнхгаузен" настраивало на оптимистический лад. Дипломату зааплодировали.
Дальше он прочитал длинную речь о том, каких успехов на ниве экономики добилась Грузия. Бюджет увеличился в три раза, вино «Саперави» продается в Лондоне по 17 фунтов за бутылку (если бы вы знали, какие замечательные вина можно купить здесь за 17 фунтов…), а в Грузии на каждые 100 человек населения зарегистрировано по 15 бизнес-предприятий.
После экономической части он перешел к политической. И рассказал, кем были эти десятки тысяч демонстрантов, которые вышли на улицы с протестами. Оказалось, что это были бывшие гаишники, которых при Саакашвили выгнали с работы, и они сейчас безработные и недовольные тем, что не могут каждый день приносить в дом «подарки», купленные на незаконно полученные взятки. Их – бывших гаишников – около 80 тысяч человек. А надо еще добавить членов их семей!
Кроме них, в демонстрациях приняли участие те преподаватели школ и университетов, которых по ходу реформы образования сократили, и которые не могли идти в ногу с реформами. А какие взятки брали эти преподаватели?! Миллионы лари платились каждое лето за оценки на вступительных экзаменах.
Разгон демонстрации был совершенно оправдан, потому что лидеры оппозиции готовили вооруженное нападение на здание парламента. И это не страшно, что полиция разогнала митингующих при помощи дубинок и слезоточивого газа. Это можно назвать «синдромом быстрого роста» страны (Rapid growth syndrome) или «парадоксом либеральной трансформации (paradox of liberal transformation).
В конце, кажется, отвечая на вопрос «из публики» о желании Грузии вступить в НАТО, посол сказал: «Представте, что за углом расположен клуб, в котором состоят все хорошие ребята. Вам же тоже захочется быть членом этого клуба, быть одним из этих ребят?»
Вот не знаю, чего тут больше: собственной наивности или желания видеть в аудитории наивных людей. Ведь ясно, что Грузия никогда не сможет стать такой же страной, как, например, Великобритания или Франция. И совсем не потому, что у них разная история и разное географическое положение, а потому, что размеры у этих стран разные. И экономика Грузии, к большому моему сожалению, в обозримом будущем не сравнится с экономикой развитых стран.
И членство в НАТО тут ни при чем.
После выступления дипломата (и кофе-брейка, само-собой) наступила очередь экспертов. Тех самых «западных аналитиков», которые, как представляется многим жителям постсоветских стран, с удовольствием покупаются на демократическую риторику и с распростертыми объятиями ждут тех, кто заявит о своей антирусской направленности.
Попробую кратко представить сказанное экспертами.
Говорили, конечно, о разгоне демонстрации. Именно это, а не экономические достижения, была главная тема выступлений экспертов. Они были единогласны в оценке разгона как акции бессмысленной и серьезно повредившей имиджу Грузии на Западе. И последствия разгона митинга значительно более важные, чем мы можем сегодня представить.
Ведь разгон не был оправдан с внутриполитической точки зрения: с каждым днем на улицы выходило все меньше народа, и накал страстей снижался сам по себе. Так что можно было просто подождать еще пару дней, и проблема рассосалась бы сама собой.
Разгон митинга нанес огромный ущерб Грузии. И главным образом, тем, что при разгоне полиция применяла грубую силу. Важно и закрытие телеканала «Имеди» – также с применением грубо силы.
Грузия ожидала, что весной, на саммите НАТО в Бухаресте, ей будет предоставлен так называемый «план по вступлениюв члены НАТО» (membership action plan – MAP). После случившегося «очень трудно представить», что Грузия получит этот план в будущем году.
Но шансы еще остаются. И ситуацию могут исправить только совершенно прозрачные и честные президентские выборы. Выборы, однако, не могут быть честными, если не будет возобновлено вещание «Имеди». А это продолжает оставаться проблемой. Особенно в свете заявления Гиги Бокерия.
Получается, что в результате разгона митинга Саакашвили поступил очень по-промосковски, так как шансы Грузии попасть в НАТО серьезно уменьшились. При этом он обвинял Москву и оппозицию в организации заговоров для того, чтобы свергнуть его.
Зачем? Москве и оппозиции ничего не нужно было делать. Он сам себя наказал.
Один из выступавших (только один) сказал, что если проблема со вступлением Грузии в НАТО связана с безопасностью, то Грузии нужно бы посмотреть на ситуацию спокойно и хладнокровно. И, взвесив, решить: в каком случае страна будет более безопасна: в составе НАТО, или в союзе с Россией.
Этот же эксперт сказал, что через два года, когда Буш и его администрация покинут Белый Дом, во внешней политике США должно наметиться отступление от «универсальной вовлеченности в мировые дела». А это значит, что Америка должна будет понизить уровень внимания к некоторым регионам. И возможно, Кавказ станет одним из таких регионов.
Россия же не может не понимать, не чувствовать, что позиции США ослабевают. И это добавляет уверенности России.
В самом же НАТО в отношении Грузии есть несколько тенденций. «Старые члены» начинают уставать от разговоров о вхождении Грузии в состав альянса. Есть озабоченность величиной военного бюджета страны и состоянием судебной системы.
Я ушел во второй части конференции, пропустив один интересный доклад о воздействии нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан на экономику Грузии.
Жаль, конечно…