Марк Григорян (markgrigorian) wrote,
Марк Григорян
markgrigorian

С днем независимости!

3 июля -- День независимости Беларуси. 

Каждый раз, думая о Беларуси и Минске, я вспоминаю один эпизод, случившийся за несколько дней до президентских выборов в марте прошлого года.

 
Спектакль «Независимого театра» проходил в каком-то кафе.
 
Небольшое полуподвальное помещение, находящееся в многоэтажном жилом доме, было переполнено. Среди зрителей было множество иностранцев, главным образом, журналистов, приехавших освещать выборы.
 
В антракте на сцену вышла директор театра:
 
«Вы посмотрели первый спектакль. Если хотите остаться и посмотреть второй, то мы только рады. Если хотите уйти, то вы, конечно, можете это сделать. Но будьте осторожны – у входа стоят милиционеры с автоматами. Он ждут случая, чтобы ворваться сюда. Не давайте, пожалуйста, им повода».
 
И если вы курите и выходите курить на крылечко, то, пожалуйста, будьте спокойны и не поддавайтесь на провокации.
 
Я перевел это звукооператору-новозеландцу. Его лицо ничего не выражало. Тогда я сказал:
 
«Мы останемся до конца и уйдем вместе с актерами – ведь мы как западные журналисты служим им щитом. Но ты можешь уйти и раньше».
 
К чести звуковика, он остался. Многие из наших коллег куда-то исчезли. 

На спектакле "Независимого театра".

 
Актеры разъехались к полуночи. Когда мы вышли из здания, милиции не было.
 
Власти страны не признают существование «Независимого театра». Его как бы нет. Работники министерства культуры называют его «художественной самодеятельностью», спектакли театра запрещают, а актеров, сотрудничающих с ним, выгоняют из других, государственных, театров. Хозяев же помещений, которые снимает театр, «обрабатывают» так, что они бывают вынуждены отказывать театру. И руководство – Николай Халезин и его жена Наталья Коляда – начинаются поиски новых мест. 



В Минске, в баре "Лондон". Слева-направо: стоят: ди-джей Лавр, Николай Халезин, ваш покорный слуга, зсвукооператоп Стюрат Уилли. Сидят: наша знакомая (лицо я затенил, потому что не уверен, что она согласилась бы на публикацию этого фото), Наталья Коляда. 


Но театр все-таки существует. Среди постановок «Независимого» – пьесы молодых белорусских авторов, собственные сочинения. Например (мне очень нравится это название), «Техника дыхания в безвоздушном пространстве».
 
В репертуаре государственных театров огромное место занимает классика: от Шекспира и Лопе де Веги – до Островского и Горького. Современных авторов почти нет.
 
Театр часто – и с успехом – гастролирует. Главным образом, в Европе, но также и в России. Недавно я говорил по телефону с Натальей. Театр гастролировал в Париже – с большим успехом.
 
А теперь расскажу, как можно попасть на спектакль. Для этого нужно знать номер мобильного телефона. Позвонить, назваться (можете называть фиктивную фамилию) и договориться о дне спектакля.
 
Когда вы позвоните по тому же номеру в назначенный день, вам скажут что-то вроде: «чаепитие состоится в восемь часов вечера по такому-то адресу». Остальное просто: вы приезжаете по этому адресу и смотрите спектакль.
 
Он может проходить в помещении кафе, в спортзале или на частной квартире. Или под открытым небом – за пределами Минска.
 

Tags: Беларусь, искусство, политика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments