?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Поствыборная армянская мозаика
50
markgrigorian
Нет, мне явно не хватает информации из Армении, хотя я не отрываясь читаю интернетные публикации, на мою RSS-ленту приходят десятки новостных сообщений из Еревана на трех языках, а Facebook в эти дни стал просто захватывающим чтением.

Но общая картина все равно не складывается.

С одной стороны, кажется, будто Раффи Ованнисян сам не готов или не хочет взять власть. Я много лет наблюдаю за процессами в постсоветских странах и знаю, что так к власти не идут. Хотя, может быть, он знает что-то такое, чего не знаю я...

С другой -- окружение Раффи уверенно говорит о том, что он победил на выборах, поздравляет армянский народ с "законно избранным президентом". Но я не слышал, чтобы Раффи прямо сказал "Я ваш президент". Хотя возможно, я плохо слушал.

С третьей -- международные наблюдатели имели претензии к голосованию всего на 5% участков (что не так уж и много), наблюдатели самого Раффи Ованнисяна и его партии "Наследие" были на большинстве участков и должны были фиксировать нарушения, обращаться и жаловаться. Я видел в интернете несколько обращений с комментариями "так было везде"... И все.

 Посмотрите, как доказывались нарушения в России в декабре 2011 года после парламентских выборов. Есть технологии работы с протоколами комиссий, есть способы доказательства невероятности протоколов. Могу подсказать парочку, если их в штабах оппозиционных сил не знают, но когда оппозиция идет на выборы, желая их выиграть, она должна знать эти технологии.

С четвертой -- я понимаю, что людям хочется изменений. Люди устали от тяжелой жизни, хотят улучшений и полагают, что все на свете зависит от правительства. Это вполне объяснимая житейская позиция, привитая нам советской властью.

С пятой -- Раффи говорит о законном пути смены власти. А как это будет? Получается, что надо объявлять новые выборы? А что нужно сделать для этого?

И еще: кому в голову пришла идея студенческих забастовок? Они что, сами платят за свою учебу, чтобы потом "назло" не учиться? Получается, как в поговорке "назло маме отморожу уши"? Нет-нет, я понимаю, что платят их папы. Если бы сами платили, другой был бы разговор.

А вообще, есть способы студенческого участия в политике, известные уже лет 140-150... 

  • 1
Марк, большое спасибо за развернутые ответы. Многое наконец становиться понятным.

На мой взгляд, чтоб вылечить общественную болезнь, этому обществу следует лучше и
(главное) объективней понять саму болезнь. И я вижу очень мало попыток
у моих Ереванских знакомых добиться этого объективизма -- большинство судит очен
эмоционально, и по большому счету на основе "слухов," в правоте которых они твердо верят.
Возможно это звучит по детски -- но не думали ли Вы написать книгу на эту
тематику? Я думаю многим было бы интересно лучше понять что происходит, как,
и почему.

Я в свое время написал несколько книг об освещении выборов. То есть, о том, как СМИ используются различными силами во время кампании в Армении и Белоруссии, составил пару справочников о выборах... Сейчас уже мои интересы лежат в другой плоскости.

К сожалению, никто из специалистов по выборам -- а такие специалисты на Западе есть -- не пишет такой книги. Видимо, нет реального заказа. Хотя, как вы правильно сказали, выборы в постсоветских странах явление крайне эмоциональное. А в атмосфере недоверия к властям и СМИ слухи оказываются предпочтительней, чем реальные сообщения...

На этих и предыдущих выборах работала в Армении система iditord, основанная на принципе crowdsourcing -- сайт, куда каждый мог скинуть ссобщение по нарушениям. На парламентских выборах 2012 года туда поступило более тысячи сообщений. На президентских -- почти 400. И это при том, что каждое сообщение проверяется и рассматривается в выборных комиссиях.

Мы хотим чуда, а чудес, к сожалению, почти никогда не бывает...

Деятельность iDitord мне очень нравится. Не только потому что они освещают
избирательный процесс, но так же потому что этот crowdsourcing поощряет у публики
гражданское сознание. Одно дело видеть нарушение, и надеяться что какой нибудь НГО или ОБСЕ позаботиться об этом, а совсем другое -- самому взять ситуацию в руки и действовать. Civic
empowerment, своего рода.

  • 1