?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Поствыборная армянская мозаика
50
markgrigorian
Нет, мне явно не хватает информации из Армении, хотя я не отрываясь читаю интернетные публикации, на мою RSS-ленту приходят десятки новостных сообщений из Еревана на трех языках, а Facebook в эти дни стал просто захватывающим чтением.

Но общая картина все равно не складывается.

С одной стороны, кажется, будто Раффи Ованнисян сам не готов или не хочет взять власть. Я много лет наблюдаю за процессами в постсоветских странах и знаю, что так к власти не идут. Хотя, может быть, он знает что-то такое, чего не знаю я...

С другой -- окружение Раффи уверенно говорит о том, что он победил на выборах, поздравляет армянский народ с "законно избранным президентом". Но я не слышал, чтобы Раффи прямо сказал "Я ваш президент". Хотя возможно, я плохо слушал.

С третьей -- международные наблюдатели имели претензии к голосованию всего на 5% участков (что не так уж и много), наблюдатели самого Раффи Ованнисяна и его партии "Наследие" были на большинстве участков и должны были фиксировать нарушения, обращаться и жаловаться. Я видел в интернете несколько обращений с комментариями "так было везде"... И все.

 Посмотрите, как доказывались нарушения в России в декабре 2011 года после парламентских выборов. Есть технологии работы с протоколами комиссий, есть способы доказательства невероятности протоколов. Могу подсказать парочку, если их в штабах оппозиционных сил не знают, но когда оппозиция идет на выборы, желая их выиграть, она должна знать эти технологии.

С четвертой -- я понимаю, что людям хочется изменений. Люди устали от тяжелой жизни, хотят улучшений и полагают, что все на свете зависит от правительства. Это вполне объяснимая житейская позиция, привитая нам советской властью.

С пятой -- Раффи говорит о законном пути смены власти. А как это будет? Получается, что надо объявлять новые выборы? А что нужно сделать для этого?

И еще: кому в голову пришла идея студенческих забастовок? Они что, сами платят за свою учебу, чтобы потом "назло" не учиться? Получается, как в поговорке "назло маме отморожу уши"? Нет-нет, я понимаю, что платят их папы. Если бы сами платили, другой был бы разговор.

А вообще, есть способы студенческого участия в политике, известные уже лет 140-150... 

  • 1
Дело-то ведь не в человеко-часах :)

Есть в социологии такое понятие как "репрезентативная выборка". Знаете, что это такое? Это когда вы отбираете, скажем, 1000 человек, структура которых полностью отражает структуру общества: процентное соотношение горожан и жителей деревень, людей с высшим, средним и неполным средним образованием, чтобы возрастные группы совпадали -- если, скажем, в стране 15% людей входят в возрастную группу от 18 до 25 лет, то и в вашей выборке должны быть 15% людей этого возраста -- и так далее.

Так вот, хотя в стране живет всего, скажем, 5 миллионов человек, эта тысяча может дать точную и полную картину того, что думают люди страны. И совершенно неважно, что они составляют небольшой процент населения, потому что они репрезентативны.

Примерно так же обстоят дела и в ходе наблюдей за голосованием. А ведь выборы -- это не только голосование.

Про репрезентативную выборку я хорошо знаю. Но представьте себе что Вы имеете власть над руководителями местных избирательных пунктов, и пытаетесь упрятать нарушения. Вам достаточно сделать следующее:
а) приказать местным руководителям делать нарушения (например вбросы бюллетеней) ТОЛЬКО когда наблюдатели отсутствуют
б) с утра определить где находятся наблюдатели, и приказать фальсифицировать только руководителям пунктов где наблюдателей нету. А там где они есть приказать вести примерные выборы.

Это разве сложно?

Согласен что выборы это не только голосование.

Все верно. Но скажу по собственному опыту: когда наблюдатели от ОБСЕ приходят на участок им в течение 15 минут становится известно все: кто нарушал, как нарушал, в чью пользу и почему. Поверьте, они сами приходят и докладывают. Докладывают потому, что представляют оппозиционную силу, потому, что председатель сельсовета двадцать лет назад отнял корову, потому, что кто-то хочет стать директором школы... Когда приезжаешь из другой страны, приходишь на участок, и тебе немедленно выкладывают все местные дрязги...

И потом для того, чтобы понять, что происходит, совершенно не нужно быть там все время. Достаточно посмотреть на скопления людей возле участка, на полицейских, на разных людей в форме, на парней, находящихся где-то вблизи, на лица... Это так все прозрачно -- вы не представляете.

А вот это уже интересно -- это ни в каком отчете не прочитаешь! Thanks for sharing!

Вот еще один общий вопрос. Мне говорят что я не представляю себе что происходит в деревнях, что там царит атмосфера страха, что крестьяне делают все что им приказывает староста и не рыпаются: если им сказали голосуй за Сержа, все голосуют за Сержа. Какое лично у Вас представление на эту тему?

Edited at 2013-02-27 08:09 pm (UTC)

Примерно так и есть. Дело в том, что в деревнях многие не представляют, что такое право выбора, и почему они должны иметь право выбирать царя. Царь -- он царь и есть. А деревенский староста во многих случаях наместник и царя, и бога, и римского папы, и собора парижской богоматери. И как он скажет, так тому и быть.

От него зависит распределение поливной воды, сбор налога на землю, очередность работы трактора на полях... Идти ему наперекор -- себе дороже. Конечно, простые люди запуганны. Кое-где еще и деньги раздавали за "правильное" голосование... Пять тысяч драм лишними не бывают -- особенно в деревнях.

И я видел в деревнях людей, которые просто терялись, когда им говорили "выбирайте, кого хотите". А он никого, кроме царя не знает! Кого ему еще выбирать?

Я все же пытаюсь разделить проблему на две части: вопрос законности, и вопрос гражданского сознания. То, что Вы описываете, это скорее всего вопрос гражданского сознания: крестьянин не ведует, не понимает важность демократического процесса, да и особенно не хочет понимать -- каждодневные проблемы важней.

Но меня больше интересует вопрос законности: "технически" говоря, часто ли бывает чтоб крестьянина заставляли (именно заставляли -- силой, или угрозой силы) голосовать так или так? То что ОБСЕ утверждает что нарушений было всего в 5 процент участках, что это говорит именно по этому вопросу?

И чтоб уточнить -- да, я понимаю что покупка голосов тоже является нарушением закона. Ուղղակի ես փորձում եմ հասկանալ՝ ինչքանով են գյուղացիները քվեարկում «իրենց հոժար կամքով»։

Edited at 2013-02-28 02:10 am (UTC)

Весь фокус в том, что հոժար կամք так или иначе присутствует... Но измеряется он иначе, чем в городах. Он выглядит иначе -- и это не только в Армении. Я был наблюдателем на выборах в Грузии, освещал выборы в Казахстане, Белоруссии и Украине. Повсюду примерно -- примерно -- одинаково. В Украине и Белоруссии было иначе -- в каждой стране по-своему, но, в целом, иначе, чем на Кавказе и Центральной Азии.

Совершенно верно: это вопрос гражданского сознания. И этот вопрос прямо ведет к нарушениям. Смотрите: если глава семьи берет паспорта всех членов своей семьи и идет голосовать за всех -- это нарушение. Член избиркома -- соседка главы семьи -- принимает от него голосование за всех -- это нарушение. Хотя на самом деле оба прекрасно понимают, что это вопрос технический: жена все равно проголосует так же, как и муж, сын -- как скажет отец. И так далее.

Заставляют их? Не уверен.

Теперь тот же отец голосует так, как ему сказал сельский староста. Заставил его сельский староста? Формально, может, и нет, но на самом деле, в голове у отца семейства сидит занозой: придет весна, надо будет трактор просить, придет лето, будут распределять поливную воду, придет осень, надо будет в очередь становиться на мельницу...

И когда мы смотрим на общую картину, оказывается, что такие вопросы гораздо важнее, чем взять кого-то за руку, привести к урне и сказать: "голосуй за имярека!" Таких случаев всегда бывает очень мало.

Но это в деревнях. А когда мы говорим о городах, и особенно о столице, то такие вещи не проходят. В городах сильнее общественный контроль, есть пресса, сейчас есть и интернет с социальными сетями, где все это становится известным. Следовательно, в городах стараются применять другие тактики: вбросы бюллетеней, карусели, повторное голосование, и так далее. Но и они уже распознаются.

Остальное -- политика.

Марк, большое спасибо за развернутые ответы. Многое наконец становиться понятным.

На мой взгляд, чтоб вылечить общественную болезнь, этому обществу следует лучше и
(главное) объективней понять саму болезнь. И я вижу очень мало попыток
у моих Ереванских знакомых добиться этого объективизма -- большинство судит очен
эмоционально, и по большому счету на основе "слухов," в правоте которых они твердо верят.
Возможно это звучит по детски -- но не думали ли Вы написать книгу на эту
тематику? Я думаю многим было бы интересно лучше понять что происходит, как,
и почему.

Я в свое время написал несколько книг об освещении выборов. То есть, о том, как СМИ используются различными силами во время кампании в Армении и Белоруссии, составил пару справочников о выборах... Сейчас уже мои интересы лежат в другой плоскости.

К сожалению, никто из специалистов по выборам -- а такие специалисты на Западе есть -- не пишет такой книги. Видимо, нет реального заказа. Хотя, как вы правильно сказали, выборы в постсоветских странах явление крайне эмоциональное. А в атмосфере недоверия к властям и СМИ слухи оказываются предпочтительней, чем реальные сообщения...

На этих и предыдущих выборах работала в Армении система iditord, основанная на принципе crowdsourcing -- сайт, куда каждый мог скинуть ссобщение по нарушениям. На парламентских выборах 2012 года туда поступило более тысячи сообщений. На президентских -- почти 400. И это при том, что каждое сообщение проверяется и рассматривается в выборных комиссиях.

Мы хотим чуда, а чудес, к сожалению, почти никогда не бывает...

Деятельность iDitord мне очень нравится. Не только потому что они освещают
избирательный процесс, но так же потому что этот crowdsourcing поощряет у публики
гражданское сознание. Одно дело видеть нарушение, и надеяться что какой нибудь НГО или ОБСЕ позаботиться об этом, а совсем другое -- самому взять ситуацию в руки и действовать. Civic
empowerment, своего рода.

  • 1