?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Вадим Дубнов о книге Айлисли и табу карабахского конфликта
50
markgrigorian
Один из френдов, прочитав мою рецензию на рома Айлисли "Каменные сны", прислал линк на статью Вадима Дубнова, в которой он обращается к нескольким табу карабахского конфликта.

Опубликованная на сайте РИА Новости, статья Дубнова "Почему в Азербайджане хоронят книги народного писателя" посвящена тому, что кроется за эмоциональной реакцией на публикацию романа.

Армяно-азербайджанскому конфликту как воздух нужны и такие книги, и такие статьи, как дубновская. Они, конечно, не помогают примирению, поскольку официальная линия на вражду комфортнее, яснее и проще. Они, возможно, в краткосрочной перспективе могут даже отрицательно повлиять на динамику конфликта, вызывая или пробуждая негативные чувства.

Но не все ограничивается краткосрочной перспективой. И кое-кто, возможно, задумается о том, что написано.

Ну, а дальше -- несколько цитат из дубновской статьи.

"... Акрам Айлисли никому ни на что не открыл глаза. Более того, в Баку немало людей, которые никогда не боялись об этом говорить. "Только с таксистами это не надо обсуждать", – предупреждали меня всегда бакинские друзья. Извоз до сих пор во многом остается уделом беженцев из Карабаха и Армении, их по-прежнему и уничижительно называют "еразами" – "ереванскими азербайджанцами".

"... Это уже давно не ненависть. Ни с той стороны, ни с другой. Это уверенное чувство врага, с которым можно жить, вспоминая о нем, только когда на улице что-то хоронят или, наоборот, кого-то от таких похорон пытаются спасти – а тех, кто поддерживает Айлисли сегодня, тоже немало".

"... Отношение к такому врагу – замес исторических мифов, комплексов (национальных или личных, потому что очень неприятно вспоминать, что ты делал, когда убивали соседа), неосознанных патриотических инстинктов, чувства мести, реальной или выдуманной. Это чувство не призывает власть к действию, оно требует понимания и отклика, потому что комплексы есть, а желания воевать – нет".

"... И Азербайджан политически обречен на похороны романа Акрама Айлисли. По той же причине, по которой уже несколько лет при каждом удобном случае Баку напоминает о своем праве решить карабахский вопрос силой. Он проиграл войну, в следующем году этому поражению 20 лет, и за это время итоги войны костенеют".

"... Но власть все равно остается в выигрыше. Потому что в этих общих ощущениях Айлисли, может быть, и не враг, но он неправ. Потому что армяне по-прежнему во многом виноваты и сами – просто потому, что армяне. Потому что не надо выносить сор из избы, особенно в такое трудное время, когда надо продолжать борьбу за 20 процентов территории".


  • 1
(ИМХО)."Ай дат" Великое дело,не спорю.Но я не считаю,что это может быть нашей оснавной национальной идеей.Национальная идея должна быть ориентированна на будущее.А "Ай дат" занимается делом прошлым,ужастным прошлым,повторюсь,но очень важным.Целью "светлого будущего" не может быть "мрачное прошлое".(Извиняюсь за пафос,привожу этот пример как матиматическую формулу).
Что касается мушских,каринских,карских армян,если,вот взять на конкретном примере сирийских армян,если среди них есть таковые,то я им не советую бежать из Сирии в Муш,Карс,Эрзрум,Стамбул,Трабзон и тд.Там и сегодня,к сожалению,очень зыбучие пески.Безопастнее ехать Домой.Те,кто захотят в Америку,в Европу,пожалуйста,там безопастно.Но в Турцию - НЕТ.

Полностью согласен с первым вашим выводом. Но тут возникает вот какая проблема: мне не известна ни одна (!) национальная идея, ведущая в будущее. Само по себе словосочетание "национальная идея" обращено в прошлое.

Дальше. Вы пишете "домой". Для мушских дом -- не в Аштараке. Он в Муше...

  • 1