?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Рецензия, написанная по следам травли писателя Айлисли
50
markgrigorian

Шум вокруг книги азербайджанского писателя Акрама Айлисли "Каменные сны", демонстрации против его книги, слушания в парламенте и разные другие события заставили меня прочитать этот роман, опубликованный в декабрьском номере журнала "Дружба народов" на русском языке в авторском переводе.

И я решил, не особенно углубляясь в политику, написать рецензию на роман. Обыкновенную рецензию, в которой, однако, не мог совсем не обратиться к событиям вокруг книги. Но они все же для меня не так важны. Я всегда на первое место ставлю чтение книг, а "я не читал, но осуждаю" для меня всегда было просто, извините, либо пропагандой, либо глупостью.

Ну вот. После такого предисловия -- читайте рецензию.

Литературное произведение всегда имеет несколько слоев. У него всегда есть внешняя канва, сюжет, по которому развиваются события, за сюжетом скрывается идея или ряд идей, которые автор выразил через взаимоотношения героев, их диалоги и поступки.

И, наконец, есть и глубинный слой, где скрывается то, что автор выразил, возможно, сам того не желая.

Приступая к чтению романа Акрама Айлисли "Каменные сны" я ни о чем подобном не думал. Мне просто хотелось узнать, чем вызвал этот роман такое негативное отношение к себе в Азербайджане, что в нем есть "такого", что стало поводом к акциям протеста и заставляет молодежь, вряд ли читавшую этот роман, устраивать травлю автора и "торжественные похороны" книги. За что такая травля писателя?
Признаюсь, я начинал чтение с опаской, потому что предыдущий роман, вызвавший в Азербайджане негативную реакцию, написанный Алекпером Алиевым о любви между геями азербайджанцем и армянином, оказался, пусть простит меня автор, литературно слабым и, в некоторых аспектах, беспомощным. Хотя встречи между представителями неправительственных журналистских организаций двух стран были описаны не без чувства юмора и позабавили меня - участника нескольких таких встреч в 1995-2001 годах.

С этой точки зрения произведение Айлисли меня позитивно удивило.

Сюжет романа построен на том, что бакинская толпа случайно, приняв за армянина, зверски избивает знаменитого актера. Актер впадает в кому и умирает, не приходя в сознание, 12 января 1990 года -- за день до начала самых страшных погромов, после которых армян в Баку не осталось.

На фоне этого разворачивается рассказ о родном селе актера -- Айлисе, который, на самом деле, является армянским Агулисом. Рассказ об Агулисе включает в себя и резню 1919 года, и совместную жизнь оставшихся армян и азербайджанцев в селе после резни, и то, как армянки трепетно относились к агулисским церквям и к своей вере.

Следующий пласт романа -- сюжетная линия, связанная с убийством черного лисенка. Один из персонажей убивает лисенка, и в памяти главного героя остается образ пятна крови, оставшегося после того, как лисенок был убит. Этот лисенок в конце романа становится как бы символом армян, которых убили в Сумгаите и убивают в Баку. Но при этом для собирательного образа армян выбран именно лис -- хищник, которому приписываются хитрость и коварство.

Но он и беззащитен перед ружьем, и мал -- это еще не лис, это лисенок.

Интересна еще одна линия, выписанная, однако, довольно схематично: герой хочет поехать в Эчмиадзин и принять христианство. Последнее, что хотел сказать уже пораженный инсультом герой, было слово "Эчмиадзин".

С литературной точки зрения самым, на мой взгляд, слабым местом стал диалог героя с директором театра, в котором герой критикует Вождя, за которым легко просматривается Гейдар Алиев. Диалог этот затянут и, видимо, в том числе, и от этого довольно неубедителен.

Если подвести итог --роман интересен, его перевод на русский язык читается легко, и я рекомендую его читать.

Он неожиданен. Художественное произведение, написанное известным азербайджанским писателем, в котором армяне изображаются как жертвы, в котором чувствуется авторская симпатия к ним, в корне противоречит официальной пропаганде, изображающей армян только и исключительно как агрессоров и захватчиков.

И тут-то как раз и кроется главная мысль писателя. Она в том, что нормально жить в мире с соседями. Нормально дружить с соседями. Вражда -- ненормальна. Убийства и погромы -- ненормальны.

Мне , конечно, трудно судить, которая из сюжетных линий или идей, вложенных в роман, послужила поводом для организации травли писателя. Была ли это критика Вождя, или изображение армян как жертв, или симпатия к соседям, или, может быть, все это вместе -- но на писателя обрушилась официально одобренная волна ненависти.

Конечно, главными исполнителями стали молодые люди, книгу Айлисли, народного писателя и заслуженного деятеля искусств Азербайджана, кавалера орденов "Истиглал" и "Шохрат", скорее всего, не читавшие. Но осуждающие.

Мне же -- скажу откровенно -- главная мысль романа крайне симпатична.

Соседи должны жить в мире.

И, как говорится, никаких гвоздей.

Posted via LiveJournal app for iPad.

Tags:

  • 1
Я читал Мамедова давно.
У него есть повесть про события в Баку в 1990-м году - http://magazines.russ.ru/druzhba/1998/10/mamed.html
Если будет время перечитаю ее и одновременно Айсили почитаю.
Интересно сравнить тексты людей разных поколений и эстетических взглядов.
У Мамедова мне помнится атмосфера хорошо передана тех трагических событий, но там есть "оживляж" в виде любовного треугольника - главного героя и двух бисексуальных женщин, армянки и азербайджанки.
У Мамедова уровень,конечно, не сравнить текста с романом Алекпера Алиева.
Но без этого оживляжа повесть бы выиграла.
Еще помню там армянка работала внештатной корреспонденткой радио СВОБОДА.
А также там присутствует упрощенная версия тех событий как провокация Москвы и КГБ.
И армянку убивают агенты КГБ.
Что мне представляется искусственным.
Но это совсем не агитка.



Я бы выделил тексты Мамедова и Айлисли и не сравнивал их с Алиевым (хотя я и сам "сравнил" их в рецензии).

И, как мне кажется, разница еще и в том, что Айлисли пытался размышлять о событиях, а Мамедов -- объяснять. Все это, конечно, средствами художественной литературы.

И мне будет интересно поговорить с вами, когда вы прочитаете их вещи.

А читали вы Дениса Гуцко?
Я не читал его роман за который он БУКЕР получил.
Но у него ,помню, очень хорошая повесть была нон-фикшн о грузинско-абхазском конфликте.
И что-то про Азербайджан.

Нет, Гуцко не читал. Стоит восполнить этот пробел? Что посоветуете?

Вот начните с БУКЕТА АПСНЫ - http://magazines.russ.ru/znamia/2002/8/guc.html
Она небольшая повесть.

Аhttp://magazines.russ.ru/druzhba/2004/2/gu2.html вот про Азербайджан в 1990-м году, с отступлениями в тбилисское детство -

Re: Денис Гуцко

Вот с этого и начну.

Re: Денис Гуцко

Я подумал еще, что есть хороший журнал ДРУЖБА НАРОДОВ.
Но он академичный более.
Его делают люди старшего поколения и более консервативных вкусов.
По идее должен быть аналогичный журнал, который бы делали более молодые люди.
С другими вкусами эстетическими.
Но который бы печатал переводы более молодых писателей из постсоветских стран.
И критические и обзорные статьи.
Но где найти средства на издание такого серьезного некоммерческого издания и чтобы еще спонсор не диктовал свои вкусы и пристрастия?

Re: Денис Гуцко

Два должно быть журнала.
ДРУЖБА НАРОДОВ и другой ДРУЖБА НАРОДОВ-2:))
Например, есть два серьезных журнала, посвященных русско-еврейской литературе.
Но один ЛЕХАИМ, где работает Мамедов, более консервативный.
А БУКНИК - более молодежный и развязный.

Re: Денис Гуцко

Спасибо за наводку, почитаю. Букет Апсны читала, хорошо написано и чувствуется правда.

  • 1