Как я и ожидал, аргументы сторонников передачи сводились к тому, что, дескать, нашли ее в Армении, следовательно, она армянская, а раз так, то и находиться ей нужно в Армении
Большинство аргументов, как я и ожидал, носили мифологизированный характер. Для того, чтобы прояснить ситуацию, давайте-ка расскажу я вам историю этой головы.
(Конечно, совершенно очевидно, что Британский музей ничего Армении не передаст -- но это другая история.)
На самом деле, это не только голова, а голова и рука. Нашел их некий турецкий крестьянин у местечка Садак (древняя Сатала), находящегося недалеко от современного города Ерзнджан (Ерзнка). Было это в 1872 году. Недалеко от головы он нашел бронзовую руку – левую руку, сжимающую, по-видимому, ткань.
Видимо, крестьянин продал голову столичному собирателю. Как бы то ни было, она вскоре оказывается у известного итальянского коллекционера Алесандро Кастеллани. Тот и продал ее Британскому музею. Спустя некоторое время музею подарили и руку богини.
Таким образом, обращу внимание на первый миф: о том, что голову богини откопали британские археологи. Они действительно проводили раскопки возле Садака, но через два года – в 1874 году.
Эта история частично затрагивает еще один миф: что голову нашли у Арташата.
Голова эта могла принадлежать, например, статуе богатой матроны. Ничто – ни прическа, ни манера исполнения – не доказывают, что это голова богини. Но доказательство есть – и его предоставляет рука, сжимающая ткань.
Благодаря руке легко восстанавливается обычная поза, в которой ваяли статуи богини Афродиты – у нее обнажена грудь, одна рука поднята вверх, другая придерживает складки ткани, прикрывающей ее бедра и ноги.
Примерно так:
(Бронзовая статуэтка Афродиты, купленная Британским музеем в Стамбуле в 1910 году)
Или так:
(Мраморная статуя Афродиты работы Праксителя)
Запишем очко на счет Афродиты.
По некоторым особенностям бронзы ученые атрибутировали статую как принадлежащую к позднему эллинистическому периоду.
Что такое эллинизм? Это общая культура, возникшая и существовавшая на протяжении по крайней мере трех веков на территориях, который когда-то завоевал Александр Македонский. Эллинистическая культура опиралась на греческую культуру и греческий язык как основы империи Македонского. Она была практически общей для всей империи, простиравшейся от Балкан до современного Афганистана.
По всей этой территории разъезжали греческие купцы и чиновники и возили с собой не только кухонную утварь и предметы домашнего обихода, но и культовые предметы. В том числе, и статуи.
Была ли «наша» статуя привезена, или нет, мы не знаем. Но то, что она принадлежит к позднеэллинистическому искусству, не оспаривает никто.
Запишем еще одно очко на счет Афродиты
Вот, кстати, несколько других бронзовых голов.(Голова Диониса)
(Голова богини или матроны - найдена в Киликии)
Известно, однако, что на территории Армении, куда в то время входил и город Сатала, процветал культ богини Анаит. Он был близок к иранскому культу Анаиты (или Анахиты), в котором Анаита, жена (или дочь) верховного бога Арамазда, была богиней-матерью, богиней плодородия и любви.
Золотая статуя Анаит стояла в храме в Ереза – том самом Ерзнка, недалеко от которого нашли «нашу» голову.
Таким образом, можно сказать, что шансы на то, что это именно Анаит, изображенная в виде Афродиты – велики. Есть шансы, что даже если первоначально эта статуя изображала Афродиту, попав в Армению, она стала служить культу Анаит.
Ее – статую Анаит – могли изготовить мастера-греки (вот вам еще один миф – об армянском скульпторе, изваявшем эту фигуру). И они вполне могли придать ее позе сходство с известными им статуями Афродиты.
Таким образом, мы имеем пару очков в пользу Анаит.
Но сказать точно мы ничего не можем. Для этого у нас мало данных. Мне не известно, есть ли научные статьи, доказывающие армянское происхождение этой бронзовой головы. Но известно, что подобные статуи и головы находили по всей ойкумене эллинистического периода. Дает ли нам это что-нибудь? Ничего не дает.
Но кое-какие выводы мы все же можем сделать.
Во-первых, если оценивать чисто художественную сторону, то эта голова, безусловно, является одним из выдающихся произведений эпохи позднего эллинизма. Сделана она, видимо, греческим скульптором, в соответствии с греческими традициями.
Если оценивать ее культовую сторону, то она, скорее всего, принадлежит именно богине Анаит, культ которой был очень развит в Армении того периода. Был ли этот культ чисто армянским? Вряд ли... Если вы сомневаетесь в моем "вряд ли", то прежде чем спорить почитайте, пожалуйста, Википедию -- статьи про культ Анаит и Анаиты.
Что я могу сказать точно, это то, что мифы об Анаит используются в современной Армении как один из способов «заработать политические очки» А это, в свою очередь, называется популизмом.
И наконец: хочу ли я, чтобы эта бронзовая голова действительно была армянской? Да, хочу. Но Amicus Plato, sed magis amica veritas. Что в вольном переводе значит, что Платон, конечно, мне друг, но истина все же дороже…
И в самом конце -- мои читатели и комментаторы постоянно взывали к табличке, которая находится в Британском музее возле головы и руки Анаит. Видимо, тут тоже кроется некая мифологическая составляющая, мне не очень понятная.
Вот она -- эта табличка. Рассматривайте на здоровье.