Previous Entry Share Next Entry
Трабзон: город, потерявший идентичность
50
markgrigorian
В новогодние дни поступают сообщения о зверских убийств армян в Стамбуле.

Сначала Amnesty International рассказала о том, как в Стамбуле убили старушку-армянку по имени Марица Кючюк. Ей перерезали горло и вырезали на груди крест.

Потом турецкая пресса сообщила о том, что убили другого армянина, 40-летнего Илкера Шахина, преподававшего информатику в армянской школе. Ему также перерезали горло.

Я нередко езжу в Турцию. Часто бываю в Стамбуле, научился понимать город, чувствовать его дыхание, у меня там появились друзья и знакомые… В прошлом году мне довелось побывать в Трабзоне. Эта поездка оставила на меня впечатление, близкое к гнетущему, и я никак не могу ее забыть. Видимо, мне надо, наконец, написать о Трабзоне, чтобы меня, наконец, отпустили воспоминания и мысли об этом городе.

Немногим меньше 2/3 населения Трабзона до 1896 года были христиане – больше греков, меньше армян. И лишь примерно треть – мусульмане: турки и персы. После резни в городе, который когда-то был важным перевалочным пунктом на пути товаров с востока на запад христиан почти не осталось.



Собственно, резня привела к тому, что один из богатых торговых городов на берегу Черного моря, перевалочный пункт, находящийся на пути между Востоком и Западом, потерял свое значение, вместе с трагической потерей религиозного и этнического многообразия.

Сейчас город провинциален, небогат, торгового значения не имеет, курортным центром не является, хоть и расположен на берегу Черного моря. Ели не единственная, то, во всяком случае, главная отрада – футбольный клуб «Трабзонспор». И высокий уровень национализма.

Но его прошлое – христианское и религиозно-многообразное – можно видеть и сейчас – достаточно пройтись по улицам старой части города. И если вы будете внимательны, то увидите, как построенные в XVIII и XIX веках жилые и общественные здания – из добротного камня, с украшениями вокруг дверей и окон, чередуются с домами, построенными в середине, или даже второй половине XX века – недорогими, скучной архитектуры, неинтересными и одинаковыми.



Ясно видно, что этот дом -- старой постройки. Как и эта ограда.



А вот один из новых домов в центре города.



И такое соседство как бы укрепляет ощущение трагедии, которое не оставляло меня в Трабзоне – городе, который, потеряв свою историческую идентичность, ищет новую – и не может найти.

Резня, начавшаяся там еще в конце XIX века и продолжавшаяся в веке XX, оставила след, который виден до сих пор, который стал судьбой города. И город потерял свою идентичность, не приобретя новой. 

Может быть, этот мой вывод поспешен. Возможно, вернувшись в Трабзон, я увижу что-то иное. 

Я уже писал, как каждый трабзонец, которому я говорил, что я армянин, немедленно реагировал: «Я хорошо отношусь к армянам». Реагировал как бы даже поспешно, желая отгородиться, избежать чего-то тяжелого, неприятного. А это ведь, в свою очередь, значит, что проблема, связанная с резней и непризнанием геноцида, продолжает существовать – и не во Франции или США, а в самой Турции, причем даже не в Стамбуле, а в небогатом провинциальном городе… И не будем забывать, что убийца Гранта Динка вырос в Трабзоне и прожил там всю жизнь. 


(Армянская посуда в антикварной лавке в Трабзоне. Об этой лавке и о том впечатлении, которое на меня оставила эта посуда, я писал здесь)

«Греческие монахи выстроили в Сумеле настоящую крепость. Как будто им нужно было от кого-то защищаться. От кого? Здесь живут очень миролюбивые люди», – рассказывал пожилым американским туристам турецкий гид.

Причем я вполне допускаю, что он рассказывал это совершенно искренне. Он мог быть на самом деле убежден в том, что живущие здесь – люди мирные, доброжелательные и спокойные. А убийца Динка – ну что ж, в каждом городе, в каждой нации есть хорошие люди и есть плохие. И хороших, как правило, больше.

Если верить некоторым путеводителям, то в Трабзоне даже есть армянская церковь. Но не все горожане – даже связанные с туризмом – знают о ее существовании. После долгих интернет-изысканий, нам удалось подобраться к ней довольно близко. А дальше нам помогли жители окрестных кварталов.



И мы увидели запертую пустую трехнефную базилику IX века – церковь св. Анны. Правда, если верить путеводителям, где-то рядом должна была быть и вторая церковь, но мы ее не нашли.



(Так выглядит наддверие -- если говорить по-научному, тимпан портала церкви св. Анны)

И практически все в городе знают местонахождение «маленькой Айя-Софии» – халкедонской греческой церкви XIII века, являющейся главной достопримечательностью города. Она известна прекрасными росписями.

Конечно, после геноцида многие церкви Трабзона были переделаны в мечети – это известная практика, причем не только в Турции. Кстати, и мечети в Испании (например, в Кордобе) переделывали в церкви, так что этот процесс двусторонний.
Но такая резкая смена религиозной и этнической идентичности не может остаться незамеченной.

Перед самым отъездом мы гуляли по городу. И вдруг мне на глаза попалась замурованная дверь… с крестом, нарисованным над нею. Недалеко от двери, в стене был родник. Все говорило о том, что за стеной должна была быть церковь.


(Заложенная дверь)


(Крест, нарисованный над дверью)

... Но там была автомобильная парковка.


(И вот что находится там, где когда-то была церковь)

Помните знаменитую фразу из фильма «Покаяние» про улицу, которая не ведет к церкви?

Трабзонская улица, по которой мы шли, когда-то действительно вела к церкви. Сейчас она ведет к платной парковке.

И это, конечно, большая трагедия города.

  • 1
(Deleted comment)
Нет, дело не в мусульманах. Вор, насильник и убийца - и только они - не могут жить рядом со своей жертвой. У всех остальных особых проблем с соседями не возникает.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
Трагично. И не только в масштабах города.

Да, знаете, это трагедия Турции. Где бы я ни был, куда бы не ездил в Турции, всюду чувствуется, что люди не могут пережить случившееся. И то, что правительство на официальном уровне отрицает факт резни армян, никак не отражается на чувствах простых людей. К сожалению, правительство не понимает, что покаяние в этом случае лишь на пользу стране, оздоровит ее жизнь, приведет к очищению. Простые люди это чувствуют. Во всяком случае, те простые люди, с которыми я общался -- независимо от того, признают ли они факт геноцида.

Очень интересный репортаж, Марк. Потребительско-туристических, поверхностных обзоров в инете много, а честных и вдумчивых почти нет. Да и не каждый кто готов называть вещи своими именами может это сделать.

"Кстати, и мечети в Испании (например, в Кордобе) переделывали в церкви, так что этот процесс двусторонний."

Интересный исторический факт. Новый для меня. Возможно это была переделка только тех мечетей, которые ранее были церквами? Или переделывали из других соображений, подобных завоевательному исламу?

Это довольно известный факт. Кстати, я писал и о том, как разные кофессии считают некие места священными. Например, есть такое место в Джавахети. Сначала это было священное место для духоборов. Потом армяне признали святость этого места и стали поклоняться ему. Потом к ним присоединились грузины... Я помню -- мне рассказывали -- что в церкви Алаверди в Грузии какое-то время (примерно в XVII веке) проводились службы по обрядам грузинкой православной и армянской апостольской церквей, плюс намазы.

Правда, в интернете мне не удалось найти этому подтверждения, но интернет пока не всеведущ...

Будущее "Цхинвала" и "Сухума"....

Не знаю, не знаю... Мне кажется, вы пытаетесь сравнить несравнимое.

Пишите еще "фоторазмышлений".Ваша экскурсия по Матенадарану-один из лучших постов,прочитанных мной за прошлый год.

Большое спасибо! Вы мне льстите, но это приятно!

я как то общался с азербайджанцем из баку по поводу бакинских погромов,так он мне сказал,что погромщики были азербайджанскими беженцами из армении.примерно так же обьясняют и турки,что это дело рук пострадавших в погромах от христиан на балканах и кавказе.приводят кроме этого еще кучу доводов в свою пользу.как мне не верится в раскаяние турков,даже через сто лет.

Рафаель, ваш коммент показывает, что вы не знаете, о чем пишете.

какие еще "кучу доводов в свою пользу"???а вы сами где были в то время????
беженцы пошли ПОСЛЕ погромов

меня заинтересовала базилика святой анны.арянские церкви 9 века редкое явление даже в самой армении,а тут в трабзоне,где армяне массово появились в 12 веке.

На территории Армении их особенно нет потому, что в IX веке в Армении шла борьба против Арабского халифата за независимость. Но не успели Багратиды укрепить свое царство, как в середине Х века оно было завоевано сельджуками. А на берегу Черного моря таких катаклизмов не было...

И если говорить об архитектурных особенностях здания, то полукруглые апсиды дают возможность говорить о сильном греческом влиянии. Что, впрочем, естественно для преимущественно греческого Трабзона.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account