Previous Entry Share Next Entry
Соблазненные искусством
50
markgrigorian
Соверменные выставки – это не просто красиво развешанные и правильно подсвеченные картины. Каждая выставка – это исследование, огромная подготовительная работа, заканчивающаяся интересным рассказом, причем изложенным самым простым доходчивым языком, чтобы суть исследования оказалась понятна для простых посетителей выставки.

А если вы – искусствовед или просто любитель искусства, то такая выставка дает вам еще и пищу для размышлений, а возможно, еще и творческий заряд, желание искать и пробовать. 

Выставка – это еще и обязательный каталог, в котором рассказывается еще больше, чем могли вместить залы.

И нынешние выставки привлекают не только собственно экспонатами, но еще и возможностью, глядя на них, распутать ход мысли исследователей, увидеть, как они пришли к именно такому расположению картин и такой последовательности тем и залов.

Выставка, на которой я побывал в субботу, может быть отнесена к числу интеллектуальных упражнений на заданную тему. Естественно, упражнений, базирующихся на основательном фундаменте блестящего знания предмета: классической живописи и… фотографии.


   

Это один из примеров: слева картина Энгра "Маленькая купальщица", а справа -- ставшая символом выставки фотография Ричарда Леройда "Мужчина с татуировкой осьминога II".

Причем взаимоотношения фотографии Леройда с искусством не ограничиваются схожестью позы. Щупальца осьминога, как напоминают устроители выставки, вызывают ассоциации со знаменитой статуей "Лаокоон и его сыновья" работы Агесандра Родосского и его сыновей Полидора и Афинодора. При этом сама скульптурная группа становилась предметом фотографии, ведь фото может с большой точностью передать трехмерность скульптуры. 

И, конечно, на выставке есть фотоизображение статуи Лаокоона и сыновей, сделанное примерно в 1855-1865 годах. 


Seduced by Art – я бы перевел это как Соблазненные искусством – выставка фотографий, навеянных полотнами старых мастеров. Причем это не фоторепродукции картин, как можно было бы предположить (хотя там есть две репродукции – одна второй половины XIX века, другая современная, представляющая собой, скорее, не простую «лобовую» репродукцию, а исследование мазка и света). 

Вот еще один пример, когда живопись вдохновляет фотографа. Знаменитая картина Делакруа "Смерть Сарданапала" (1827-28).



На картине изображен момент, когда ассирийский царь Сарданапал наблюдает за тем, как убивают его наложниц, коней, собак, чтобы потом покончить самоубийством. 

Фотография Тома Хантера "Смерть Колтелли" (2009) на первый взгляд не имеет ничего общего с картиной Делакруа, кроме цветовой гаммы. 



Но если приглядеться, то можно увидеть, что поза модели на фотографии повторяет позу наложницы, распростертой у ног Сарданапала. И тогда начинаешь понимать, что фотограф попытался "рассказать" зрителям сегодняшний вариант легенды об ассирийском царе. Вернее, эту фотографию можно рассматривать как рассуждения автора на тему "что могло бы быть, если бы все было в XXI веке"

Или, вот, например, работа Оскара Густава Рейландера "Два образа жизни".



Она была сделана в 1857 году. Техника середины XIX века не позволяла сделать фотокомпозицию такого масштаба (и такой величины -- 80 сантиметров в ширину). Поэтому Рейландер сделал 30 отпечатков, которые потом сложил для получения настоящей картины.

Фотография эта -- аллегория, изображающая два пути, которые ждут вступающего в жизнь молодого человека. Ее композиция напоминает знаменитую "Афинскую школу" Рафаэля.



Но в то же время фотография напоминает картину французского художника Томаса Кутюра 1847 года "Римляне эпохи упадка". 



И эти ассоциации, аллюзии, выстраивают связь между изобразительным искусством и фотографией, помогают увидеть фотографии в контексте развития искусства, наконец, подчеркивают тот факт, что фото -- это искусство.

А вот другая работа Оскара Густава Рейландера, сделанная в 1854-56 годах. Это уже попытка прямого воспроизведения детали "Сикстинской Мадонны" средствами фотографии.

   

И в самом конце -- а мне бы хотелось рассказывать об этой выставке еще и еще -- фрагмент фотографии Ори Гершта "Взрыв" (2007) и натюрморт французского живописца XIX века Анри Фантен-Лантура "Розовое богатство июня" (название этой работы принято переводить как "Розовый. Богатство июня", но тут уже я позволил себе некоторую вольность). 

   

Для своих фотографий Ори Гершт замораживает цветы азотом, располагает в разных местах букета маленькие пакетики с взрывчатым веществом и действительно фотографирует букет в момент взрыва, используя технику сверхбыстрой съемки.

Я бы с удовольствием рассказывал о выставке и дальше: в разных залах можно видеть, как выстраивается фотопортрет, как свет и палитра живописного полотна воздействуют на фотографию, как фотохудожникам удается пройти по тонкой грани между ню и порнографией (а иногда и не удается), как художественный пейзаж воспроизводится средствами современной фотографии и так далее. 

Но вот, чего на выставке нет -- так это примеров обратного -- влияния фотографии на живопись. А это ведь тоже интереснейшая тема для исследования и -- хотелось бы -- новых выставок

  • 1
Shat hetaqrqrakan e!

Большое спасибо!

рождественские чтения от Марка,спасибо,так все красиво...

Вам спасибо! Я рад, что вы так высоко оценили эту запись!

Интересно очень.
Если есть время и желание, можно продолжить. ))

Я думал об этом. Выставка действительно большая и очень интересная, рассказывающая о разных аспектах взаимодействия фотографии и живописи.

И нам до той выставки не добраться, а у Вас посмотрим. )

Меня, еще до того, как я пошел на эту выставку, интересовало влияние фотографии на живопись. И тут тоже есть о чем поговорить, потому что с развитием фотографии вдруг оказалось, что фигуры на картине могут быть в динамике, в движении... И посмотрите на импрессионистов -- у них уже много движения. То же и у русских художников начала ХХ века. Это интересная тема.

Можно развить её в нескольких "сериях".

Не за что!

Правда, здорово?

Марк, а Вы на Брессона не ходили..?

Нет, не ходил... "Живьем" я фотографий Брессона не видел...

Роберта Капа видел, А Брессона -- нет :(

((( мы так надеялись, я по крайней мере)) жалко, что не получилось

Да, я тоже пока надеюсь...

так еще будет..мне почему то казалось, что она была..

сори, в голове заботы

У кого их нет... У меня ведь тоже заботы... Так что все в порядке, не беспокойтесь.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account