И действительно, Гюлер -- признанный и неоспоримый патриарх фотографов Турции. Более того, он -- один из известнейших фотографов ХХ века.

Я много лет пытался встретиться с ним, но, к сожалению, я бывал в Стамбуле, главным образом, летом, когда Гюлер уезжал на дачу. Пару раз он не смог меня принять, потому что был болен.
Но мы наконец встретились. Гюлеру -- 84 года. Он одряхлел, ходит, опираясь на трость, говорит на западноармянском, то и дело сбиваясь на турецкий. Я готовился к интервью о фотографии как искусстве, о том, как фотограф останавливает время, делая его дискретным... Но Гюлер не был настроен на серьезный разговор. В результате у нас получился забавный диалог о том, как Гюлер фотографировал Арама Хачатуряна и как в результате этой фотосессии вырубился свет во всем околотке. А еще Гюлер рассказал, как он целый месяц добивался возможности сфотографировать Сальвадора Дали, и как тот устраивал сюрреалистические шоу.
А еще он прислал мне электронный вариант десяти потрясающих фотографий. Я не ставлю их в блог, потому что право публикации было дано только для Би-би-си. Злоупотреблять доверием Гюлера мне совершенно не хочется.
Фото можно посмотреть здесь.
Ара Гюлер: "Как победить СССР и какова формула гудрона"
Ара Гюлер - легендарный фотограф, один из самых известных фотографов второй половины ХХ века. Его называют Нажать "фотографом Стамбула".
Лауреат Нобелевской премии Орхан Памук иллюстрировал свой роман "Стамбул" фотографиями Гюлера.
В нынешнем году исполнилось 60 лет его первому фоторепортажу, посвященному армянским рыбакам стамбульского района Кумкапы.
Взять интервью у Гюлера мне хотелось давно. Но на протяжении почти восьми лет оказывалось, что именно в те дни, когда я приезжал в Стамбул, Гюлер либо отдыхал на даче, либо болел и не мог меня принять.
И вот, наконец, в теплый октябрьский день мы встретились в принадлежащем ему "Ара кафе", расположенном в оживленном районе Стамбула, буквально в двух шагах от проспекта Истиклял.
Кафе очень популярно: столики стоят не только в небольшом зале, но и в переулке, стены домов которого увешаны огромными фотографиями Гюлера.
Гюлеру 84 года. Он ходит, опираясь на толстую трость, и с удовольствием общается с посетителями своего кафе. Мы говорили с ним по-армянски, а когда он отвлекался от нашей беседы, чтобы приветствовать друзей, можно было слышать турецкую, английскую, французскую и греческую речь.
Это создавало вокруг него атмосферу космополитичной современной столицы.
"Меня называют фотографом Стамбула, - говорит Гюлер, - но я гражданин мира. Я фотограф всего мира".
(Статья полностью -- здесь)
А под катом -- пара эпизодов из нашей беседы, не вошедших в текст интервью.
У Гюлера есть портрет Хитчкока. На этом портрете Хитчкок сидит, положив руки на подлокотники кресла, камера стоит ниже уровня глаз, так что голова его кажется чуть меньше. На первом плане -- подошвы туфель режиссера.

Я сказал Гюлеру, что его хитчкоковская работа вдохновила автора портрета Путина.
-- Кого? -- спросил Гюлер.
-- Путина, -- ответил я.
-- Кого-кого?
-- Владимира Путина.
-- А-а-а! Я понял, -- вскричал Гюлер. -- Пуччини! Композитора Пуччини!
* * *
Речь зашла о фотопортрете Марии Каллас.
-- Да, да, она актриса! А актеры -- самые простые люди! делают из них каких-то знаменитостей, говорят всякую всячину, а актрисы -- простые бабы!
* * *
-- Современные режиссеры прочитали за свою жизнь всего 50 книг. Вот он прочитает 50 книг, они все на него как-то повлияют, он что-то под этим влиянием снимет и сразу все: "какой талантливый, какой хороший"... А у него ничего своего нет. Только 50 влияний -- и больше ничего.
Турецкая служба Би-би-си сразу перепечатала материалы. На всякий случай, вот линки:
Интервью с Гюлером -- здесь
Фотографии -- здесь