Марк Григорян (markgrigorian) wrote,
Марк Григорян
markgrigorian

Categories:

Ахтала

Как жаль, что на севере Армении была плохая погода, когда нам удалось заехать в Ахталу. 

Невыразительное серое бессолнечное небо не дало возможности сделать красивые снимки самого комплекса. 

Ну, а желтые газовые трубы (и кто их только придумал?!) придавали пейзажу некий оттенок постмодернизма, от которого, видимо, никуда не деться. 



Храм Ахтала в последнее время стал известен тем, что является спорным между армянской и грузинской церквами. Я не могу быть судьей в этом споре -- хотя бы потому, что не являюсь историком. 

Известно, однако, что храм на этом месте был построен в эпоху Лорийского (или Ташир-Дзорагетского) царства, примерно в Х веке. Известно также, что к конце Х века это был довольно значимый монастырский комплекс-крепость. Во время сельджукского нашествия он, было, пришел в упадок, однако к концу XII века монастырь оказался во владении братьев Иване и Закаре Закарянов-Мхаргрдзели (Долгоруких). А Иване был православным (Ударение в именах братьев ставится на последнюю гласную). 

В XIII веке для региона начались трудные времена. Сначала пришли монголы. Они продержались примерно с 1220-х годов по 1340 год, когда их власть сменилась в результате нашествия племен Кара-Коюнлу. Тех, в свою очередь, сменил Тамерлан. Есть предание, по которому он похоронил одну их своих жен в окрестностях Ахталы.  

При этом, монастырь Ахтала с XIV века входил в состав Мцхетского католикосата. С начала XIX стал региональным центром Греческой православной церкви. В советское время он пустовал, а сейчас находится в ведении Армянской апостольской церкви. 

Во время правления Захаридов-Мхаргрдзели монастырь успел стать халкедонским, то есть побывал в руках почти всех христианских конфессий, существовавших на Южном Кавказе. 

Если верить Википедии (а оснований не верить ей у меня нет), то сейчас Ахтала -- место паломничества греков, собирающихся здесь каждый год, чтобы отпраздновать рождество Богородицы. 



На этой фотографии хорошо видно, что купол храма должен был быть другим. И действиьтельно, "свой", оригинальный купол начал разрушаться еще при Тамерлане, а окончательно развалился в конце XVIII века, во время похода на Южный Кавказ аварского Оамр-Хана. В XIX веке наместник граф Михаил Воронцов распорядился перекрыть церковь деревянным эрзац-куполом, который существует поныне. 



Фрески Ахталы были созданы в начале XIII века (1205-1216) под патронажем Иване и считаются одними из самых значительных произведений византийского стиля за пределами традиционных границ Византии. 

Надписи на фресках сделаны на греческом и грузинском языках. 

   

Обратите внимание, что головы Богоматери и младенца в алтаре разбиты -- это было сделано во время одного из многочисленных нашествий.

 



Две мои поездки -- в Кобайр и Ахталу -- были посвящены одному вопросу: я пытался понять: как получилось, что то, что некогда объединяло армян и грузин -- я имею в виду религию -- после падения СССР стало разъединяющим фактором? Как вышло, что церковные здания, которые в течение веков более или менее мирно переходили из рук в руки, вдруг стали восприниматься как яблоко раздора? Почему в XXI веке мы пытаемся доказать свою отдельность даже в тех случаях, когда наша самость строится на объединении и существует только в единстве с соседями? Откуда это желание противопоставить себя всему, что нас окружает?

И у меня нет ответа на большую часть этих вопросов...

 
Tags: Армения, Грузия, история, церковь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments