Невыразительное серое бессолнечное небо не дало возможности сделать красивые снимки самого комплекса.
Ну, а желтые газовые трубы (и кто их только придумал?!) придавали пейзажу некий оттенок постмодернизма, от которого, видимо, никуда не деться.

Храм Ахтала в последнее время стал известен тем, что является спорным между армянской и грузинской церквами. Я не могу быть судьей в этом споре -- хотя бы потому, что не являюсь историком.
Известно, однако, что храм на этом месте был построен в эпоху Лорийского (или Ташир-Дзорагетского) царства, примерно в Х веке. Известно также, что к конце Х века это был довольно значимый монастырский комплекс-крепость. Во время сельджукского нашествия он, было, пришел в упадок, однако к концу XII века монастырь оказался во владении братьев Иване и Закаре Закарянов-Мхаргрдзели (Долгоруких). А Иване был православным (Ударение в именах братьев ставится на последнюю гласную).
В XIII веке для региона начались трудные времена. Сначала пришли монголы. Они продержались примерно с 1220-х годов по 1340 год, когда их власть сменилась в результате нашествия племен Кара-Коюнлу. Тех, в свою очередь, сменил Тамерлан. Есть предание, по которому он похоронил одну их своих жен в окрестностях Ахталы.
При этом, монастырь Ахтала с XIV века входил в состав Мцхетского католикосата. С начала XIX стал региональным центром Греческой православной церкви. В советское время он пустовал, а сейчас находится в ведении Армянской апостольской церкви.
Во время правления Захаридов-Мхаргрдзели монастырь успел стать халкедонским, то есть побывал в руках почти всех христианских конфессий, существовавших на Южном Кавказе.
Если верить Википедии (а оснований не верить ей у меня нет), то сейчас Ахтала -- место паломничества греков, собирающихся здесь каждый год, чтобы отпраздновать рождество Богородицы.

На этой фотографии хорошо видно, что купол храма должен был быть другим. И действиьтельно, "свой", оригинальный купол начал разрушаться еще при Тамерлане, а окончательно развалился в конце XVIII века, во время похода на Южный Кавказ аварского Оамр-Хана. В XIX веке наместник граф Михаил Воронцов распорядился перекрыть церковь деревянным эрзац-куполом, который существует поныне.

Фрески Ахталы были созданы в начале XIII века (1205-1216) под патронажем Иване и считаются одними из самых значительных произведений византийского стиля за пределами традиционных границ Византии.
Надписи на фресках сделаны на греческом и грузинском языках.


Обратите внимание, что головы Богоматери и младенца в алтаре разбиты -- это было сделано во время одного из многочисленных нашествий.


Две мои поездки -- в Кобайр и Ахталу -- были посвящены одному вопросу: я пытался понять: как получилось, что то, что некогда объединяло армян и грузин -- я имею в виду религию -- после падения СССР стало разъединяющим фактором? Как вышло, что церковные здания, которые в течение веков более или менее мирно переходили из рук в руки, вдруг стали восприниматься как яблоко раздора? Почему в XXI веке мы пытаемся доказать свою отдельность даже в тех случаях, когда наша самость строится на объединении и существует только в единстве с соседями? Откуда это желание противопоставить себя всему, что нас окружает?
И у меня нет ответа на большую часть этих вопросов...
