Марк Григорян (markgrigorian) wrote,
Марк Григорян
markgrigorian

Category:

Батуми: впечатляющая эклектика и неясные перспективы

Грузия, как и полагается, началась прямо у пограничного пункта. К нашей группе подошел 9-10-летний мальчик-попрошайка. Он работал на трех языках – турецком, грузинском и русском – и был виртуозом своего дела: почувствовав слабину, становился на колени и с плохо скрываемой ненавистью выводил «пажалиста, пажалиста, зачэм тэбе турецки дэнги, дай мне турецки дэнги…»

«Прекрати, я полицию позову», – сказала одна из женщин, схватив его за руку.

«Ну и зови! – крикнул он, уворачиваясь. – кого хочешь, зови!»

«А кого звать-то, - заметила одна из женщин как бы про себя, - Миши уже нет все равно!»

*   *   *

Последний раз я был в Батуми в июле 2005 года. Это был обычный постсоветский курортный город - бедный, скучный и полусонный, дремотно ожидающий августа, когда в город начнут валом валить отдыхающие из Тбилиси и Еревана. Там и тут виднелись полуразрушенные заброшенные дома - наследие эпохи Абашидзе. 

После этого я много слышал о грандиозном строительстве, затеянном Саакашвили, о шикарных гостиницах, современных многоэтажных зданиях, башнях, улицах и бульварах…

И хотя я видел Батуми только вечером – мы пересекли границу с Турцией в семь, а в 10:30 я уже сидел в поезде, отправившемся в Тбилиси, – изменения впечатляют. Это действительно грандиозные изменения. Строительство масштабное – по любым меркам. 

Но обращает на себя внимание отсутствие какого-либо стиля. Про сталинскую архитектуру принято говорить, что она по своей природе эклектична, что состоит она из элементов, взятых из разных стилей и эпох и перемешанных. Люди, говорящие это, видимо, не бывали в Батуми. По сравнению с нынешнием Батуми, сталинская эклектика кажется единой и органичной. 


(На фото: "Башня чачи" -- говорят, здесь можно даром выпить прекрасную виноградную водку-чачу. За башней контур гостиницы "Рэдисон", а еще дальше - Инженерный университет)

На небольшом расстоянии друг от друга в Батуми можно увидеть псеводготическую башню, рядом с которой – здания в стиле модерн. Возле них – башня, напоминающая небольшую копию московской гостиницы «Украина». Недалеко – современное здание из стекла и металла, переливающееся разноцветными огнями. Возле него еще что-то в стиле испанского арт-нуво. И надо всем нависает огромное здание гостиницы «Radisson», в которой, видимо, занято всего несколько номеров – свет горит в четырех-пяти местах.

Добавьте ко всему этому яркое и аляповатое освещение улиц и зданий...


(Улица в центре Батуми)

Мне на язык просится слово китч. Это такое явление в современной масс-культуре, в котором главной становится экстравагантность внешнего облика, а яркость, крикливость заменяют творческое и стилистическое начало.


(Кажется, что на листья пальм выпал снег. В действительности, это они так освещены. Интересно, каково жильцам дома напротив? Они, наверно, и ламп вечером не зажигают - им должно хватать этого "пальмового" света).


(Гостиница "Шератон" напоминает маленькую московскую "Украину")

Батуми, конечно, полностью преображен. В город вложены сумасшедшие деньги. Они должны повысить привлекательность курорта для жителей всего Южного Кавказа, а также и для восточной Турции -- ведь турецкие города на черноморском побережье не так хорошо приспособлены для летнего отдыха -- это города-труженики, небогатые, живущие за счет сбора и переработки чая.


(Здание театра, построенное в стиле сталинского соцреализма

Мое внимание привлекли жилые дома. В новых домах я почти не заметил света в окнах, то есть, там никто не живет. Но мне объяснили, что квартиры раскуплены, причем раскуплены не жителями Батуми. А это значит, что хозяева приезжают туда на летний отдых, как на дачу. И это хорошо. 


(Мне сказали, что это здание почты. По фасаду спиралью вьются буквы грузинского алфавита.)


(А это - здание технического университета)


(Псевдоготическая башня)


(Вы бы догадались, что это здание находится не в Испании, не в странах Латинской Америки, а в Батуми?

*   *   * 

Конечно, такая эклектика должна иметь свое объяснение -- ведь что-то двигало Саакашвили, заставляя "архитектора номер один" выбирать для постройки именно эти здания, именно такой архитектуры. Что-то заставляло его выбирать "исторические" стили, свойственные не Грузии, а другим странам, находящимся в других странах, регионах или даже на других континентах. 

Такая подмена собственных традиций чужими (стоит ли напоминать, что Грузия -- страна давних традиций и глубокой истории) напоминает не Кавказ, а... Америку, где прибывшие из Старого Света колонизаторы строили "новые" версии своей старой родины. Но если так, то получается, что Саакашвили, строя новый Батуми, подсознательно выражал свою любовь не к Грузии, а к Америке.

 
(Пусть простят меня коренные батумцы, но этот фонтан с водой, льющейся из сосцов русалки, мне представляется чистым примером нового китча)

Я прекрасно понимаю, что то, что я пишу, очень спорно, возможно, местами неверно, а местами поверхностно -- ведь я провел в Батуми всего несколько часов. Поэтому буду рад любым поправкам. 


(А вот пример колониальной архитектуры. Поставить сюда пару американских машин 1956-1960 годов, и улица будет восприниматься как кубинская)

*   *   * 

Выезжая из Батуми в сторону вокзала в Махинджаури, я думал, что будущее города, в которое было вложено такое огромное количество труда и денег, сейчас не очень ясно: будут ли новые власти продолжать инвестиции в курорт, или посчитают, что и так уже сделано достаточно, продолжат ли они развивать Батуми, или то, что было построено при Саакашвили, обречено стареть и ветшать?

Не знаю, ответа у меня нет. 



Tags: Грузия, путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 52 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →