Из моего далека ситуация в Тбилиси видится так:
Митинг в Тбилиси продолжается.
Но требования изменились: они радикализировались и сейчас оппозиция требует отставки президента.
Разумеется, перед зданием парламента Грузии на проспекте Руставели в субботу было меньше людей, чем в предыдущий день. С одной стороны просто невозможно два дня подряд держать на улице около ста тысяч людей, а с другой – в субботу было дождливо, ветрено и холодно.
Привлекает внимание быстрота и резкость, с которой оппозиция сменила требование организовать парламентские выборы весной, как того требует Конституция, на радикальное «в отставку президента».
Участники митинга скандируют «Миша, иди с миром» на осетинском языке. А на осетинском это звучит как: «Миша, фандараст». Совсем недавно протбилисская администрация Южной Осетии начала акцию «Кокойты, фандараст». Сейчас этот лозунг бумерангом ударил по властям.
Резкую смену требований митинга объясняют либо погодой (трудно находиться на улице в такой ветер и холод, особенно тем, кто приехал из разных регионов страны), либо вероятной поддержкой, которую лидеры оппозиции получили на Западе: в США и Европе.
Однако мне не пришлось услышать версии, в которой в качестве аргумента присутствовало бы мнение простых людей. Это оставляет на меня двойственное впечатление: ведь все делается как бы от их имени, но неужели ими так просто манипулировать? Или это именно они, обыватели, требуют смены власти? Отсюда, издалека это остается неясным.
Поиски поддержки на Западе у кавказских оппозиционеров, а также заявления о существовании таковой иногда доходят до мистических высот. Мистических, ибо никакая внешняя поддержка – будь она западной или российской – не может непосредственно транслироваться во внутриполитические успехи без поддержки собственного народа.
Ну а если вернемся в Тбилиси, то увидим, что власти действуют по известной схеме: на стадионе «Локомотив» организован концерт, где, возможно, с речью выступит сам Саакашвили. Сообщается, что молодых людей из Аджарии и Самегрело везут в столицу, якобы для участия в концерте. Проспект Руставели, говорят, даже попытались разрыть, но, кажется, все закончилось тем, что здесь и там оставили кучи камней, как бы приглашая к ним наиболее горячих протестующих.
От имени властей с прессой общается один из самых близких Саакашвили людей Гига Бокерия. Я его помню молодым и стремительным НПО-шником. Сейчас он – один из столпов руководства Грузии. Недавно выступил по телевидению министр образования Александр Ломая, заявив, что "Грузия без президента означает нестабильную, неуправляемую Грузию, страну, не способную принять те вызовы, которые сейчас стоят перед ней. Вот что означает Грузия без Саакашвили".
Вечером в субботу в разных частях города были отключения света. В какой-то момент митингующие в темноте зажгли свечи и стали молиться. «Это так напомнило апрельский митинг 1989 года, что прямо мурашки по коже», – сказал мне один из друзей, бывший в этот момент на митинге.
Я же продолжаю опасаться, что власти, дождавшись момента, когда на площади будет мало народа, разгонит митинг, задержит организаторов под каким-либо предлогом, а сам проспект Руставели перекроет. Это будет шоком для населения Грузии. Властям этого не простят. Поэтому я считаю такое «решение» в настоящей ситуации ошибочным.
Как пишет Би-би-си, "По сообщениям из Тбилиси, к месту митинга примерно в километре от здания парламента Грузии подтянуты автобусы с полицией, пожарные машины и три водомета. Полицейские в шлемах и бронежилетах заняли позиции на прилегающих улицах и во дворах. Многие участники акции протеста надели белые банданы с надписью: "Я не боюсь!". Они скандируют: "Уходи, уходи!"
Я все же продолжаю полагать, что эти митинги не приведут к смене власти в Грузии. Хотя ситуацию может изменить появление на митинге и выступление Ираклия Окруашвили.
Случится ли это?