Марк Григорян (markgrigorian) wrote,
Марк Григорян
markgrigorian

Патрули православные, мусульманские и прочие

Идея "православных патрулей" в России заставляет задуматься. 

С одной стороны, добровольные дружины, создающиеся в помощь правоохранительным органам, -- дело не новое и хорошо известное. Бригады содействия милиции существовали в СССР, начиная с 1932 года и пережили Сталина на два года.

Но когда они приказали долго жить, возникла новая форма -- Добровольные народные дружины, прекратившие свое существование с развалом СССР. 

Была попытка создания Добровольных молодежных дружин на основе движения "Наши", но, просуществовав пять лет, они тихонько сошли с арены, когда прекратилось их финансирование. 

Примеры таких дружин есть и за границей -- это Neighborhood watch (переводится как Соседский дозор), когда соседи следят за тем, чтобы в околотке не появлялись воришки и другие правонарушители. 

Наряду с этим есть так называемые виджиланты (или вигиланты). Они отличаются от членов добровольных дружин тем, что вместо того, чтобы передавать правонарушителей (или подозреваемых в правонарушениях) милиции или полиции, сами вершат суд, не обременяя себя законными процедурами. К таким организациям Википедия относит, в том числе, Ку-Клукс-Клан, Эскадроны смерти, Ирландскую республиканскую армию, Парней Бакасси и т.п. 

Я не знаю, в какую группу отнести казачьи отряды. 

Если брать дружины и патрули, связанные с религией, то они тоже существуют, но только в странах, где религия не отделена от государства. И только в мусульманских странах. 

Моя сегодняшняя статья о подобных патрулях в Пакистане, Иране и Саудовской Аравии -- здесь. Кстати, в статье затронута и интересная тема: что делать с молодыми людьми, которые выходят из возраста "православных дружинников". В Пакистане есть такой опыт -- они стали своеобразными "мусульманскими комиссарами". 

Но есть один аспект, связанный с идеей "православных дружин". 

Я совершенно ничего не имею против ребят, которые будут в темное время суток выходить на прогулки вокруг церквей, выжидая, когда появятся дикие граффитисты, чтобы взять их под руки и отвести в полицию -- ради Бога.

А если нет? 

И еще одно наблюдение. В постсоветских странах и российских республиках, где ислам является преобладающей религией, правительства пытаются справиться с радикализацией ислама, поддерживая "государственные" умеренные формы ислама. Они это делают по-разному, кто-то более диктаторскими методами, кто-то менее, но эта тенденция неоспорима от Узбекистана до Чечни. 

До последнего времени не было тенденции радикализации христианских церквей. В Грузии, например, хотя Католикос-патриарх Илия II имеет огромный авторитет, правительство, несмотря на сопротивление церкви, предоставило некоторые права другим конфессиям, которых они были лишены, время от времени ограничивается деятельность самых радикальных священников. 

В Армении церковь, как правило, не вмешивается в государственные дела. 

И вот я думаю: не происходит ли радикализация РПЦ?  И не происходит ли она с согласия властей? 
Tags: законность, церковь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 54 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →