?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Матенадаран -- впечатления от нового здания
50
markgrigorian
Я не могу принять нынешнюю архитектурную моду -- ставить колонны без баз и капителей. Да, с точки зрения конструктивности здания, возможно, и нет никаких проблем. Но это некрасиво. Когда смотришь на такую колонну, кажется, что это просто труба, поставленная на попа. Возможно, я устарел, и уже идут поколения, которым это будет нравиться. Возможно. 

Наверно, отчасти поэтому я не сделал ни одной фоторафии фасада второго -- нового -- здания Матенадарана. 

Скажу честно, я немного побаивался идти туда, потому что не знал, что меня ожидает. Сначала я хотел упросить автора здания Артура Месчяна повести меня туда и показать Матенадаран, но не получилось. Но зато я гулял по этому зданию вместе с кузиной Гоар Мурадян, которая доктор наук и известна в мире как видный специалист-арменовед (а еще она  прекрасный переводчик). 

Здания не видно даже при подходе к Матенадарану -- Месчян "спрятал" его от прохожих из уважения к архитектуре Григоряна. На самом же деле, Месчян смог создать здание без фасада, без внешней стороны -- у второго корпуса Матенадарана просто нет внешнего вида, и это я считаю достижением автора. Его Институт древних рукописей весь сконцентрирован на своей сути -- изучения манускриптов. 

На полу фойе выложен стилизованный план знаменитой церкви VII века Звартноц. 



Книгохранилище мне не показали, причем, я предполагаю, что, главным образом, из-за личной неприязни ко мне главного хранителя, с которым я вел принципиальные политические споры в бытность мою депутатом. Он этого и не скрывал. Меня это удивило -- все-таки прошло 20 лет -- жизнь целого поколения. 

Но факт остается фактом: придется мне посмотреть книгохранилище (и показать его вам) как-нибудь в другой раз. 

А это -- отдел реставрации рукописей. От коридора его отделяет стеклянная стена. Я писал о его работе и о нескольких отреставрированных рукописях здесь



В актовом зале, сохраняя традиции Матенадарана, фреска -- Месроп Маштоц с учениками. Интересно, что в первом Матенадаране "иконостас" составляли разные деятели Средневековья, чьи имена и творения дошли до нас, в том числе, благодаря библиотеке Матенадарана, мозаика показывает битву 451 года, определившую будущее Армении, триптих -- разные периоды развития искусства... Во втором же здании, видимо, не так много места и возможностей для такого синтеза искусств. 

Интересно, что в одном из залов первого здания, был барельеф с портретом Ленина работы Меркурова. После падения СССР Ленина убрали, а на его месте сварганили фреску с Григором Нарекаци. Я говорю "сварганили", потому что она не подходит к зданию по стилю, да и по качеству, с моей точки зрения, сильно отстает от всего остального... 



Но вернемся в новое здание. Прекрасный читальный зал. И, как это было в годы моего студенчества, когда во втором зале  Матенадарана сидели художники-миниатюристы, копировавшие рукописи, так и сейчас. Но это, конечно, уже другие рукописи и другие люди их копируют...



И пока в первом здании идет ремонт, чтобы перенести туда всю музейную часть, выставочный зал перенесли во второе здание. И что меня очень приятно удивило -- количество посетителей. Их было действительно много. 



А экспозиция была той же. Многие стенды я просто помнил по старому зданию. Вот книга с одного из стендов -- армянский, грузинский и албанский алфавиты -- буквы и их звуковое значение. 



Не думаю, что этот кувшин имеет важное историческое значение для развития книжного дела в средневековой Армении. Но он красиво смотрится. 



А это -- витрина с красками, которые использовали, когда расписывали рукописи. Многие миниатюры дошли до нас, не поблекнув. Но столетия назад люди знали, как готовить краски, которые не выцвели спустя 600-1000 лет. 



А это -- одна из первых географических карт на армянском языке. Если не ошибаюсь, XVI век. 



И напоследок -- винтовая лестница. Вообще, признаюсь, винтовые лестницы оставляют на меня какое-то магическое впечатление. 




  • 1
Большое спасибо за репортаж, очень интересно!
А Гоар Мурадян есть на фотографиях? Я ее по книгам и статьям только знаю.

У меня есть, конечно, но я не знал, понравятся ли ей мои фото, и поэтому решил пока не ставить :)

Видите, какая у меня кузина!

Жду-не дождусь, когда в Берлине ее новая книга про армянские переводы с греческого появится.

Сижу у компа и горжусь :)

Еще бы:)

Не знаю, читаете ли вы мои записи на Facebook, но я только что получил коммент от Гоар. И вот что она пишет:

"Что же касается моей книги, которой интересуется одна из твоих читательниц, она уже вышла (не в Берлине, а в Лувене, Бельгия), и вот ссылка на нее: рhttp://www.peeters-leuven.be/boekoverz.asp?nr=8822"

Да, большое спасибо, я знаю, что она в Бельгии вышла, просто я ждала, пока в наши библиотеки дойдет. Сейчас посмотрела - она как раз в каталоге библиотеки появилась, будем заказывать и читать:)

Какая красота! А больше всего мне понравилась витрина с красками. Марк, спасибо Вам.

Не за что! Я очень рад!

Mark, you have very valuable information in http://markgrigorian.livejournal.com/10468.html

It would be good to share this on Wikipedia.org so that everyone knows about it. LJ, especially in Russian, is accessible by few people (people searching for information on Matenadaran will not search for Матенадаран on google).

Thank you very much!

I am planning to considerably improve my grandfather's page on Wikipedia. I'll do that in a couple of weeks.

Отличные фотографии, а винтовых лестниц я даже побаиваюсь :))

А с безопасностью рукописей и сокровищ на случай войны вопрос получил решение?

Наверно... Я не спрашивал, да и хранитель принял меня так по-глупому холодно, что и говорить с ним ообенно не хотелось.

Погуглила новое здание Матенадарана. Фасад таки не обнаружила.
То, что внутри завораживает. Карту мечталось бы глянуть поближе. Главный хранитель -- главный же злодей. Зачем он такой жадина? Мне кажется, что фреска с Григором Нарекаци все же уместнее, чем барельеф Ленина. :)
Для меня винтовые лестницы утратили магическую составляющую после просмотра "Головокружения" Хичкока. Спасибо!

Он не злодей. Это очень знающий специалист, все говорят, что он прекрасный хранитель. Я расцениваю встречу с ним как глупую. К сожалению, бывают такие встречи в моей жизни... Эта была из их числа.

Конечно, Нарекаци уместнее. Слов нет. А если бы вдобавок портрет был сделан получше, было бы просто замечательно.

Искренне надеюсь, что следующая встреча с хранителем будет приятной и продуктивной.

и все-таки Месчян чуть-чуть не удержался с вестибюлем.

Понимаешь, Шур, идея трехъярусности и "круглости" Звартноца довлеет над всеми армянскими архитекторами -- даже если у них и в мыслях Звартноца не было. Иногда кажется, что после оперы любое здание, построенное вокруг центральной оси, оказывается звартноцообразным: Это и исраэляновский постамент памятника Сталину, и дедовская Картинная галерея, и кюркчяновский собор Григория Просветителя...

Я вижу вестибюль второго Матенадарана как продолжение этой, можно сказать, традиции.

Все. На этом все закончилось... Пока закончилось.

спасибо! поняла, что давно не была там. пару лет точно. И если в картинную галерею я захожу каждый раз, в каждый приезд, то Матенадаран каждый раз "остается за бортом". буду исправлять))) спасибо!!!

В картинной галерее мне очень не нравится, как оформили вход -- невероятно провинциально. А было так хорошо, так впечатляло...

в картинной галерее меня привлекает две вещи - Сарьян и Айвазовский. зависаю над их работами часами)))

Вот как-нибудь будете в Ереване, когда я тоже буду там, свожу вас в музей Сарьяна.

  • 1