Фраза, конечно, не самая убедительная, потому что Матенадаран играет особую роль для многих, а может, для очень многих людей. Но мне хочется верить, что убедительности ей добавлят то, что автор этого здания -- мой дед, Марк Григорян, в честь которого меня и назвали.

(Таким видят Матенадаран те, кто преодолел три четверти пути к нему. На переднем плане -- Месроп Маштоц, автор армянского алфавита, перед которым стоит на коленях его ученик и агиограф -- то есть, говоря современным языком, биограф -- Корюн)
Недостаточно просто сказать, что Матенадаран был создан по проекту Марка Григоряна. В этом здании архитектура дополняется скульптурой, живописью, мозаикой, предусмотренными в проекте... Даже двери и шкафы были разработаны дедом вместе с краснодеревщиком Нагашяном -- известнейшим в те годы ереванским мастером.
И все было сделано именно так, как того хотел Марк Григорян. За одним исключением. На месте памятника Маштоцу и его ученику Корюну, согласно первоначальному замыслу, должны были стоять фигуры Маштоца и католикоса Саака Партева, "заказчика" армянского алфавита. Но коммунистические власти не разрешили: в центре социалистической столицы Армении не мог стоять памятник католикосу.
И единственной "наградой" за здание, ставшее одним из символов Еревана и Армении, оказалось партийной взыскание. Дед получил строгий партийный выговор "за национализм".
Об истории здания я писал в одном из самых первых моих постов в ЖЖ -- здесь.
Сейчас за зданием Матенадарара построено еще одно, куда переселились ученые, сотрудники Института древних рукописей. Дом для рукописей, построенный Марком Григоряном, стал "старым зданием". И когда я был там месяц назад, его ремонтировали, чтобы полностью отдать под музей. Раньше музей располагался в одном из залов здания -- он был маленьким, многого там выставить не получалось, поэтому, видимо, в советское время он, бывало, пустовал.
Здесь я покажу, как выглядит здание снаружи. Фотографии, которые я сделал, совершенно не блещут оригинальностью, так как несколько поколений фотографов, снимавших здание, "обработали" каждую перспективу, каждый угол, не оставив, как мне кажется, ни одного. Но я исхожу из того, что многие мои читатели никогда не видели этого здания.
Сразу вслед за этим постом я начинаю писать следующий: как выглядит Матенадаран изнутри до того, как его открыли для публики.
У входа в здание -- скульптуры шести известных деятелей средневековой армянской культуры.
Слева-направо это: художник-миниатюрист Торос Рослин (XIII век) автор скульптуры -- А. Шагинян; философ, теолог и учитель Григор Татеваци (XIV век) скульптор -- А. Григорян; философ, историк и географ Анания Ширакаци (VII век), скульптор Г. Бадалян; историк Мовсес Хоренаци (V век), скульптор Е. Варданян; богослов и автор судебника Мхитар Гош (XII век), скульптор Г. Чубарян; поэт Фрик (XIII-XIV вв), скульптор С. Назарян.

Рядом со скульптурой Маштоца и Корюна -- первая фраза, написанная вновь изобретенными армянскими буквами. В переводе на русский она значит: "познать мудрость и наставление, понять изречения разума". Естественно, что первая фраза должна была быть из Библии. Так и было. Это второй стих из Притчей Соломоновых.

Все детали прорабатывались архитектором. Капители у входа стилизованы под капители V-VII веков.

На орнаменте металлической двери можно увидеть стыдливые маленькие пятиконечные звезды -- дань коммунистической идеологии. Хотя эти звезды так и не спасли автора здания от обвинений и партийных взысканий.

И вот -- портал в "полный рост" и еще один знаменитый кадр Матенадарана.


А в конце -- своеобразная "подпись" архитектора. Памятная надпись о том, что здание было построено в 1945-1957 годах. Архитектор -- Марк Григорян.
