?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Армянские свадебные фотографии из Османской империи
50
markgrigorian
Семья для этнических меньшинств всегда была -- и остается -- тем самым институтом, который играет важнейшую роль в сохранении своего наследия. Ведь именно в семье дети учат родной язык, именно в семье сохраняются и передаются из поколение в поколение предания и рассказы, от семьи зависит, в какую школу пойдут дети...

Семья в жизни армянского меньшинства в Османской империи была именно таким институтом, связывавшим будущее с прошлым и обеспечивавшее непрерывность этнической идентичности. 

Свадьба -- один из самых главных, существенных обрядов в жизни семьи. В глубокой древности свадебный обряд связывался с ритуальной смертью девушки и ее возрождением в новом качестве. Это значение исчезло уже давно, но остались традиции, в том числе, с детства готовить девочку к предстоящей свадьбе. 

"Родители считали себя обязанными научить своих детей различным ремеслам, что являлось важным условием для будущих невесты и жениха. Этот обычай сохранился и среди османских армян. Например, девочки обучались рукоделию, вышивке, кройке и шитью, месить тесто, печь хлеб и др., что при супружестве принималось в расчет и считалось обязательным условием создания крепкой семьи и правильного воспитания детей".

"Жених также был обязан владеть ремеслом, чтобы обеспечить своей будущей семье безбедную жизнь
".

На сайте Музея-института геноцида армян показана коллекция свадебных фотографий армян конца XIX - начала ХХ веков. 

Посмотрите на их одежду, на лица и позы. В них можно многое увидеть: и уровень достатка, и отношения между будущими супругами, и ожидание счастья... или страх перед неизвестной и не совсем понятной будущей жизнью. А еще на этих фотографиях -- обычные подданные империи, такие же, кажется, как и все. Но не совсем. Они иные, потому что мы знаем, что с ними случилось потом. 

Я позаимствовал эти фотографии с сайта музея, то есть отсюда.

Всмотритесь в них.

 
Воски Реисян и Еранос Топалян, Константинополь, 1875г. 
(Hišatak 1896-1930; Pictures and memories: from Armenian family albums between the 19th and 20th centuries) 

 
Ноколас и Макруи Тер-Казарян-Габриеляны, Акн, 1880г., коллекция проекта SAVE 


 
Ованес и Тагуи Тарханян-Акопяны, Константинополь, 1886г., коллекция проекта SAVE 


 
Андраник Гулдурян со своей невестой, Марзван, 1890-е годы, коллекция Парижской библиотеки Нубаряна 


 
Эмануел и Лусабер Арсланяны, Сваз, 1890-е годы
(Hišatak 1896-1930; Pictures and memories: from Armenian family albums between the 19th and 20th centuries) 


 
Армянская свадьба в Тароне, 1890-е годы, коллекция Парижской библиотеки Нубаряна 


 
Свадьба Зулумянов, Харберд, 1892г., коллекция проекта SAVE 


 
Мкртыч и Асанет Телфеян-Башяны, Константинополь, 1893г., коллекция проекта SAVE 


 
Григор и Мариам Антоняны, Себастия, 1895г., фонд фотографий МИГА 


 
Вероника Алтекосалян и Акоп Манукян, Адана, 1898г. 
(Hišatak 1896-1930; Pictures and memories: from Armenian family albums between the 19th and 20th centuries) 


 
Армянская свадьба в Токате, Османская империя, 1899г., коллекция проекта SAVE 


 
Карапет Джабулян со своей невестой, Себастия, 1900 г., коллекция проекта SAVE 


 
Погос и Марине Торикян-Симоняны, Самсун, 1900г.
(Hišatak 1896-1930; Pictures and memories: from Armenian family albums between the 19th and 20th centuries) 


 
Армянская супружеская пара, имена неизвестны, Себастия, 1900г., коллекция проекта SAVEու 


 
Шахнур Ушулян в свадебном наряде, Афион-Карахисар, 1900г., коллекция проекта SAVE 


 
Отяны, Османская империя, 1900-е годы
(Hišatak 1896-1930; Pictures and memories: from Armenian family albums between the 19th and 20th centuries) 


 
Акоп и Флора Куюмджяны, Кония, 1900-е годы, личная коллекция Тиграна Куюмджяна 


 
Церемония передачи приданого, Ванская область, 1900-е годы, личная коллекция Мишеля Пабуджяна 


 
Армянская свадьба, Кесария, Османская империя, 1901г., коллекция проекта SAVE 


 
Элиз и Овсеп Артиняны, Константинополь, 1904г.
(Hišatak 1896-1930; Pictures and memories: from Armenian family albums between the 19th and 20th centuries) 


 
Эрмине Коябашян, Бруса, 1904г., коллекция проекта SAVE 


 
Ваган и Нуния Барсегяны, 1904г., Агшеир
(Ехисабет Барсегян “От резни к возрождению”, Ереван, 2011) 


 
Пируз Казарян и Оник Памбакян, Измир, 1906г.
(Hišatak 1896-1930; Pictures and memories: from Armenian family albums between the 19th and 20th centuries) 


 
Армянская супружеская пара, имена неизвестны, Мерсин, 1906г.
(Hišatak 1896-1930; Pictures and memories: from Armenian family albums between the 19th and 20th centuries) 


 
Ованес и Виктория Айнилян-Шнорокяны, Айнтап, 1908г., коллекция проекта SAVE 


 
Ованес Хасабян и Геновбе Гурекян, Самсун, 1909г.
(Hišatak 1896-1930; Pictures and memories: from Armenian family albums between the 19th and 20th centuries) 


 
Галаджяны, Айнтап, 1910г., коллекция проекта SAVE 


 
Армянская супружеская пара, имена неизвестны, Османская империя, 1910г., коллекция проекта SAVE 


 
Адрине Бодурян-Шишманян, Бруса, 1912., коллекция проекта SAVE 


 
Армянская свадьба, Арабкир, 1913г., коллекция проекта SAVE 


 
Флора Антонян и Людвиг Кедикян (Гёдакян), Константинополь, 1914г., фонд фотографий МИГА 


 
Азнив и Рафаэл Костанян-Даракяны, Харберд, 1914г., коллекция проекта SAVE 


 
Свадьба Мецморукянов, Себастия 1915г., коллекция проекта SAVE 


 
Армянская свадьба, Партизак, 1915г.
(The National Geographic Magazine, Volume XXVIII, N. 4) 

  • 1
(Deleted comment)
Конечно, не знаю :) Но могу попробовать высказать гипотезы.

Шахнур очень хороша. Я ею просто любуюсь. И, конечно, не знаю, почему она и Адрине Бодурян-Шишманян на фотографиях в одиночестве.

Обратите внимание, мужчины тоже одеты по-разному. Видимо, их одежда связана с социальным положением и работой -- можно предположить, что на фотографиях, в основном, люди зажиточные, а главное, городские. Ованес жил в Айнтапе -- это город на самом юге нынешней Турции, на границе с Сирией. Возможно, его одежда как-то связана либо с его работой, либо с местом проживания.

А женщины не кажутся юными, потому что они замирают перед фотоаппаратом. Они на самом деле юные.


Очень интересная подборка. Я пыталась поугадывать про отношения новобрачных друг к другу, но, боюсь, большинство просто в перепуге перед фотографом, таращатся и не дышат, до отношений ли там.

Ещё обратила внимание, что почти не встречаются привычные христианские имена. Эти национальные имена, наверное, что-то обозначают?

Судьба их ужасна, конечно. Неужели никто не спасся? Кто-то же смог сохранить эти фотографии?


Эмануел, Ованес, Рафаэл, Мариам - вполне себе библейские имена.

(Deleted comment)
Что вы имеете в виду?

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
Как интересно вглядываться в лица людей более чем столетней давности...

странная штука жизнь, человеку свойственно верить и надеяться, что в будущем его ждет только хорошее...

И как странно смотреть на эти надежды из будущего...

Смотрю на некоторые фотографии и понимаю, что это люди, которых друг другу назначили родители. На второй фотке Николас и Макруи они вот вроде как вместе, но как при этом отстраняются друг от друга. Но может это страх перед камерой, может они держаться так, потому что не принято показывать чувста на людях? И поэтому создаётся такое впечатление?

Очень может быть, что и "назначили родители". Почему-то мне не хотелось об этом думать, когда я смотрел на фотографии. Но это правда, и от нее никуда не деться...

(Deleted comment)
Главное, что когда смотришь на эти лица, понимаешь, что это люди, живущие у себя дома и чувствующие себя комфортно и как-то по-домашнему. Может, я не очень хорошо нахожу слова, но "домашнесть" чувствуется во всем -- и во всех.

просто прекрасный пост, Марк! спасибо большое!

Какой трогательный пост. Свадьба -- это всегда испытание. И напрасно мужчины считают, что всем женщинам она по душе. Многие, вроде меня, вовсе бы ее избежали. Но, свадебное платье... Лучшая одежда, которая может быть у женщины. Меня удивило, что платья такие традиционные. Впрочем, отсутствует нижняя юбка и наглухо закрыты зона декольте и руки. Прекрасные свадебные платья. Фавориты -- Карапет Джабулян со своей невестой. Мне ее красивое лицо понравилось больше других. Они очень близки. Легкое совсем волнение выдает левая кисть невесты, сжатая в полукулачок. :)

Я, естественно, не помнил, какая из пар Джабуляны. Поэтому стал смотреть на фотографии, пытаясь догадаться, у которой из невест рука сжата в полукулачок и которая больше волнуется. Представьте, не догадался.

Что же касается свадьбы и испытания -- представляю, но не более. В этом деле я такой мужчина... экстремальный, что ли?

  • 1