?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Знаменитый чайный клипер Катти Сарк снова принимает посетителей
50
markgrigorian
Я поднялся на палубу Катти Сарк. Нас было трое: молодая женщина, работа которой была сопровождать журналистов по музею знаменитого чайного клипера, охранник, бродивший по палубе взад-вперед, и я.

Было еще рано, музей открылся несколько минут назад. Туристы, начинавшие обзор с трюма, не успели добраться до палубы. Я мог почувствовать себя в одиночестве.

И первое чувство, которое я испытал, первая мысль была – я стою на палубе корабля-легенды. И тут же, сразу вслед за ней пришло ощущение стремительности, быстроты, бега. Корабль, конечно, не напоминал болид Формулы-1, но все на палубе было так же подчинено идее скорости: и линии бортов, и приземистость надпалубных построек, и высокие мачты… И сразу вспомнилось, что «клипер» – это «стригун», который не врубается в волны, а стрижет их верхушки, как бы летя над ними.

И было жаль, что я не могу, забыв обо всем, влезть по вантам наверх и посмотреть на мир с высоты грот-мачты самого быстроходного парусника. Видимо, это уже мне не доступно, и всю оставшуюся жизнь я буду смотреть на мачты только снизу. Или, как на этой фотографии, с крыши соседнего здания.



«В знойном воздухе реял почти неощутимый ветерок, верхушки медленных, лениво зыбившихся волн закруглились, будто расплавились, море горело под безжалостным солнцем. Но клипер, чуть раздувая всю массу своих парусов, продолжал скользить по волнам шестиузловым ходом. (…) Капитан Вуджет стоял у борта, вглядываясь в даль, где холодные фиолетовые волны прочерчивались красноватыми, вблизи совсем багряными гребнями. Море меняло оттенки красок каждую минуту, по мере того как летели навстречу срываемые ветром всплески и солнце склонялось все ниже к четкой линии горизонта. Светлая бронза заката резко граничила с голубовато-серой поверхностью моря. После зноя угасшего дня сильный зюйд-вест нес прохладу из ледяных просторов Антарктического океана».

Это отрывок из повести Ивана Ефремова «Катти Сарк». Как и многие подростки моего поколения, я зачитывался этой повестью. И Катти Сарк была недосягаема. Она существовала в идеальном мире мальчишеского воображения – и, казалось, нигде больше.

В 2007 году клипер чуть было не ушел в идеальный мир, когда ночью на борту корабля начался пожар. Такелаж и рангоут выжили, так как за несколько дней до пожара их сняли и вывезли с корабля -- там проводился ремонт. Была снята также примерно половина деревянной обшивки. Палубу пришлось перестилать, надстройки возводить заново. Ремонт продлился пять лет .


(На фото: в магазинчике, расположившемся под кормой Катти Сарк, продают сувениры. В том числе, много маленьких деревянных моделей корабля)

Корабль больше не стоит в доке. Клипер водоизмещением 936 тонн висит на распорках, и можно пройти под ним, любуясь совершенством линий подводной части корабля – зрелище, недоступное для простых смертных, пока корабль на плаву. Да и выглядит корпус ниже ватерлинии не так красиво – обшивка темнеет, постепенно обрастает водорослями…



История Катти Сарк описана со всеми подробностями.

Клипер, который по замыслу его владельца должен был стать самым быстроходным парусником, которому было уготовлено считаться шедевром кораблестроения, спустили на воду через неделю после открытия Суэцкого канала. А это значит, что китайский чай в Англию можно было доставлять, не огибая Африку через мыс Доброй Надежды, а более коротким путем. Но поскольку через Суэцкий канал могли проходить лишь пароходы, а богатые англичане предпочитали пить чай, который доставляли «старым добрым» способом – под парусами, чайные клиперы еще некоторое время продолжали ходить, огибая земной шар, чтобы доставить из Китая свежий чай.



У Катти Сарк был достойный соперник – клипер Фермопилы.

Настоящее очное соревнование на пути из Шанхая в Лондон между ними было лишь однажды – в 1872 году – и Катти Сарк его проиграла.

Катти Сарк слегка опережала своего соперника, когда во время жестокого шторма сломалась система управления рулем, клипер потерял управление, скорость резко упала. Починка руля (фактически, изготовление нового) заняла восемь суток. Все это время корабль управлялся посредством «плавучего якоря» – говоря попросту, ведер, выброшенных на веревках в море.

(На фото: штурвал Катти Сарк)





А это компас корабля. Помните, что моряки в слове "компас" ударение ставят на последнем слоге? Получается "компАс".



(Для того, чтобы сделать поворот, скажем, направо, за правый борт выбрасывалось ведро. Оно наполнялось водой и начинало тормозить ход судна, нос которого поворачивался в вправо. Для корабля длиной 65 метров, конечно, одного ведра было мало, но, думаю, принцип понятен.)

Катти Сарк пришла в Англию на неделю позже Фермопил. Моряки высоко оценили поступок капитана: он не сдался и продолжал гонку, хотя вполне мог уйти в ближайший порт, чтобы починить руль.

Вскоре, однако, перевозка чая из Китая перестала быть доходной. И Катти Сарк стала возить шерсть из Австралии.


(На фото: Это не модель Катти Сарк, но эта модель была сделана на борту Катти Сарк, одним из матросов. Другой, как видите, увлекался фотографией.)

Вот тут и настал звездный час клипера. Он побил несколько рекордов скорости, самый впечатляющий из которых был 67 дней из Сиднея до устья Темзы. Кораблем тогда командовал капитан Ричард Вуджет. Он, собственно, и вошел в историю как капитан легендарного корабля.


(На фото: в музее выставлены принадлежавшие капитану Вуджету подзорная труба, рупор, в который он отдавал команды, барометр и компас)

К концу ХIХ века и этот бизнес стал терять привлекательность. И тогда владелец Катти Сарк Джон Уиллис продал его португальской компании. Клипер переименовали. Он стал называться «Феррейра». На нем возили все, что угодно – от угля до металлолома.


(Корпус Катти Сарк был деревянным -- из тика в вяза, а набор -- из ковкого чугуна).

Соперник Катти Сарк, клипер Фермопилы тоже был продан. Со временем его корпус расшатался, корабль постарел, и в 1907 году его торжественно похоронили в море. А Катти Сарк продолжала работать.

Во время Первой мировой войны экипаж Катти Сарк совершил подвиг, сняв с борта тонущего корабля 700 человек и доставив их на берег. Но в 1916 году, попав в очередной шторм, корабль едва спасся, потеряв мачты. В 1922 году он был на грани гибели, его собирались отправить на слом, когда английский капитан Уилфред Доумен купил его.

Доумен вложил все свои сбережения и годы труда, чтобы реставрировать Катти Сарк. После его смерти, вдова капитана подарила клипер морскому училищу. В 1952 году его передали обществу охраны старины, а в 1954 но прибыл в Гринвич, где и стоит до сих пор.


(Так выглядит корабль снизу со стороны носа. Его корпус ниже ватерлинии обшит пластинами из сплава меди и цинка (мюнц-металл)

В 1957 году королева торжественно открыла музей Катти Сарк. После пожара 2007 года, 25 апреля 2012, королева вновь открыла уже обновленный музей.



* * *

На этом, собственно, рассказ о самом корабле можно было бы закончить. Но есть еще пара деталей.

Название Катти Сарк взято из поэмы Роберта Бернса Тэм О'Шентер. Вот его концовка:

No, wha this tale o' truth shall read,
Ilk man and mother's son take heed;
Whene'er to drink you are inclin'd,
Or cutty-sarks run in your mind,
Think! ye may buy joys o'er dear -
Remember Tam o' Shanter's mare.

(Перевод Маршака.)

На этом кончу я рассказ.
Но если кто-нибудь из вас
Прельстится полною баклажкой
Или Короткою Рубашкой, -

Пусть вспомнит ночь, и дождь, и снег,
И старую кобылу Мэг!..

Катти Сарк значит "короткая рубашка". В такой рубашке в поэме Бернса была ведьма. И фигура ведьмы Катти Сарк стала носовым украшением клипера.



Но это не настоящая фигура -- это всего лишь ее копия. Настоящая долгое время считалась утерянной, пока ее не нашел и не добавил к своей коллекции носовых украшений кораблей капитан Джон Камберс по прозвищу "Длинный Джон Сильвер". Его коллекция представлена в музее, и на самом видном месте там, конечно, Катти Сарк. А на фотографии -- еще несколько фигур. На первом плане -- фигура Флоренс Найтингейл, знаменитой медсестры, получившей известность во время Крымской войны 1854-1855 годов.



А это -- рында, корабельный колокол. Но тоже не "настоящий".



Когда корабль был продан португальцам, один из его офицеров, уходя с корабля, утащил с собой его рынду. МОряки, увидев, что на Феррейре (так тогда называлась Катти Сарк) нет колокола, недолго думая, стащили рынду с соседнего корабля. Им оказался барк "Шекспир". Спустя много времени, когда капитан Уилфред Доумен восстанавливал Катти Сарк, этот человек принес настоящую рынду. В благодарность Доумен отдал ему рынду "Шекспира".

Пора, однако, заканчивать рассказ. В заключении моя фотография -- как подпись. Прямо надо мной висит почти тысяча тонн водоизмещения самого знаменитого корабля, чайного клипера Катти Сарк.




Здесь -- фоторепортаж о Катти Сарк на сайте Русской службы Би-би-си.

(Все фотографии сделаны с любезного разрешения и при содействии Royal Museums Greenwich)

  • 1
Катти Сарк знаменитый клиппер, один из самых знаменитых судов и кораблей, но он не был самым быстрым, это заблуждение самыми быстрыми были Lightning и Fermopily, но это не важно, Катти Сарк один из них, хотя в 2007 году он сгорел до тла, увы. Я был в это время в Гринвичеи видел это сгорел процентов на 90 не менее и хорошо, что восстановили, хотя бы копию, он этого заслужил Это мировая легенда.
Капеитан дальтнего плавания Вячеслав Кутейников (бывший друг Марка)

Такелаж и рангоут не сгорели -- их вывезли с корабля незадолго до пожара, который повредил корпус, но не фатально.

Я тоже был в Гринвиче. Мой сын тогда учился в консерватории, расположенной в 100 метрах от корабля.

Не будем спорить, Марк.
Даже если это так как ты говоришь, то такелаж составляет прцента 2 от судна. Да он и не был оригинальным давно, такелаж столько не не выдержит. Корпус до тла сгорел и мачты попадали. Но и это не важно. Важно, что восстановили, я не знкал.
У нас в Ростове баркентина Альфа (уч. парусник ростовской мореходеки, на котором Алые паруса снимали), сгорел и ни кто и не пытался восстановить.

(http://www.radikal.ru)

Не будем спорить. Я после твоего коммента посмотрел в англйиской Википедии, и там было сказано, что в момент пожара на корабле не было ни мачт, ни половины обшивки. Пострадала палуба, надстройки и набор. Палубу пришлось перестилать. А Альфу действительно очень жаль.

Фермопилы, точно. но у Катти Сарк название завлекательное - "обрезанная юбка" - так вроде переводится..

С Фермопилами была такая история. На чайных рейсах, действительно, Фермопилы обогнали Катти Сарк. Но на шерстяных из Австралии Катти Сарк чуть-чуть опережала своего соперника.

И это, наверно, один из тех случаев, когда блестящее соперничество сделало оба корабля еще более знаменитыми.

Катти Сарк значит "короткая рубашка" на шотландском диалекте. Кстати, в музее сейчас все голоса (а там в разных местах музея слышны разные тексты) говорят с шотландским акцентом.

Не совсем так. Катя есть Катя Это имя девушки. Армстронг ни кто же не перводит как сильная рука

Капитан, в английском языке есть несколько звуков похожих на русский "а". Cutty это никак не Катя, и к имени Catherine никак не относится. (заметьте, что в имени используется "a" а не "u")

Марк, спасибо, очень хорошо написано и фотографии отличные. Я был в Гринвиче прошлым летом, но не знал, что этот парусник там находится, хоть и на реставрации, обязательно сходил бы посмотреть.

Edited at 2012-05-13 08:15 pm (UTC)

Не за что! Прошлым летом ее еще не было видно -- она была основательно закрыта от посторонних глаз.

Катти именно имя девушки в честь которой назван парусник. Существует легенда об этой шотландской по-моему девице. А Катти уменьшительно ласкательное, тут может быть любая буква, например Роберт - Боб, Бобби. и т.д.

Вячеслав, посмотри на мой пост -- там даже стихи приведены в оригинале и в переводе. Cutty Sark значит "короткая рубашка".

Марк так звали шотландскую девушку, прозвище у неё такое было, то что написано в ВИКИ это ещё не всё. Есть Шотландская легенда именно об ней, о молоденькой сельской девушке, которая стала ведьмой, я уже не помню почему, ни как не связанная с парусником. Луи Армстронг же не Луи Сильная рука, а просто Армстронг. А у этой ведьмочки было такое прозвище, да это не имеет значения. легенда есть легенда и каждый вправе интерпретировать её как хочет.
Хотите так считать пожалуйста, я не настаиваю, на версии высказанной мною.

А Катти в смысле имени пишется Cathy, а никак не Cutty ;)

Я это прикрасно знаю. А свою дочь Наташу мы звали Тата, А Аню часто зовут Нюра. А Марию Мэри. А Славик (как я) и Вячеслав и Станислав, и Изяслав, и Бронислав и Мирослав и п т.д.
А Луи Армстронг не Луи Сильная Рука, а просто Армстронг, так же как и молодая девушка была просто Катти, вы читали её легенду, кто она была, кем стала. Она не Катя конечно, но и не обрезанная, думаю.

А Cutty, как переводится? Как угодно, только уж ни как не обрезанная или укороченная.
Впрочем, как вам будет угодно.

Cut - резать, но Cutty да ещё с двумя t, это уже не резать и обычно такая форма употребляется как уменьшительно-ласкательная.
Хотя в данном случае возможно, что и нет.
Я высказал свою версию, вы свою. И будем здоровы. Главное восстановили красавицу.

спасибо.
Мы в 2009 проходили мимо, но он(а) был(а) на ремонте.

Да. Она была закрыта. Зато сейчас... Надо бы мне как-нибудь поехать и снять ее при ночном освещении.

Марк, это реконструкция по чертежам? Можно попросить Вас сделать, при случае, крупные фотки декора?

Да, по чертежам и фотографиям. У меня есть пара фотографий интерьера капитанской каюты. Если вам интересно, вышлю.

Подскажите.. а почему парусники не могли идти по Суэцкому каналу? Нигде нет внятного ответа..

Это просто. Если ветер встречный, то надо идти галсами, маневрируя. А для хода галсами там не хватает ширины.

Понял, спасибо!

Спасибо за отличный, информативный пост о потрясающем и легендарном судне! Жаль, что Фермопилы не дожили до наших дней, и Катти Сарк уже во многом не та, что была...сам я все на научниках в море

Вам спасибо за отклик!

  • 1