Читаю сообщения из Москвы о том, как на Красной площади задержали около тридцати активистов с белыми ленточками, которые, как они сами сказали, "хотели просто погулять".
Полиция утверждает, что задержанные намеревались провести на Красной площади "несанкционированные мероприятия".
Это буквально один в один напомнило мне, как ровно четыре года назад ереванские оппозиционеры устраивали гуляния по одному из центральных проспектов Еревана -- Северному.
Вот как описывал ереванские гуляния сайт Кавказский узел: "... молчаливая акция протеста под видом народных гуляний начинается в 18 часов по местному времени и продолжается около двух часов. Люди просто гуляют по проспекту или собираются небольшими группами. Начиная с 21 марта, подразделения внутренних войск несут дежурство и на этой центральной улице столицы".
Там же читаем: "...полицейские без каких-либо объяснений забирают с проспекта людей, затем насильно усаживают в полицейские "газели" и увозят в полицейские участки. Так, 25 марта без каких-либо объяснений полицейские забрали с Северного проспекта шесть граждан, которых увезли в отделение полиции. Накануне, 24 марта к 18 часам несколько полицейских на глазах у присутствующих людей, в том числе и журналистов, забрали и усадили в полицейскую машину двух молодых людей 22-23 лет".
Похоже?
После нескольких попыток прогуляться армянские оппозиционеры стали применять другие флешмобовские способы выразить протест. Например, протест в виде коллективных прыжков через скакалку. Как вам такой текст:
"...сегодня полицейские заметно активизировались, запретили играть в скакалки. Я им предложила подвергнуть скакалку приводу, раз она так мешает порядку в городе".
Была и такая история: "В Ереване задержан сотрудник ОБСЕ, который ел шаурму. Полиция города посчитала, что он участвует в политической акции "массовое поедание шаурмы".
Конечно, в этом же ряду молчаливые протесты в Беларуси, когда милиция хватала людей только за то, что они, улыбаясь, ходили по улицам.
Это все, конечно, маргинальные формы выражения протеста. Я вижу проблему в том, что протесты вытесняются в сферу маргинальности. Причем в происходящем, как мне кажется, есть вина и властей, и оппозиции. Другая часть проблемы в том, что телевидение, которое в нормальном случае должно было стать площадкой для споров и диалогов между властями и оппозицией такой площадкой не стало. Если не считать нескольких предвыборных теледебатов, которые обсуждались, как откровения, больше практически ничего, вроде и не было...
И это нехорошо, потому что лишает страну возможностей вести нормальный диалог, необходимый для развития. Нефть, знаете, приходит и уходит...