Марк Григорян (markgrigorian) wrote,
Марк Григорян
markgrigorian

Categories:

Фильм о геноциде, снятый в Стамбуле

В Лондоне состоялся показ фильма Эрика Назаряна «Болис».

Слово «Болис» – написанное на западноармянском название города. «Полис» по-гречески означает «город» – так жившие в Стамбуле-Константинополе армяне называли и до сих пор называют свой город.

Показ был посвящен памяти Гранта Динка, убитого пять лет назад. 

"Болис" – короткий фильм, продолжающийся минут 15. Но автору удалось вложить в эти 15 минут художественного фильма так много, спрессовать такое количество мыслей и эмоций, что кажется, что фильм этот полнометражный.

Сюжет довольно прост. Армянский музыкант Арменак Мурадян, играющий на ближневосточной лютне, уде, приезжает в Стамбул с гастролями. Но для него это не просто гастроли – это первая поездка в город, отношение к которому у него с детства враждебное.

«Я хотел ненавидеть этот город, когда сошел с самолета», – говорит герой фильма.

Но, попав в Стамбул, он как-то сразу почувствовал себя дома. «Стамбул похож на опиум. Он затягивает и не отпускает».

Но у героя приехал в Стамбул не просто на гастроли. Он ищет там музыкальный магазин, когда-то, до 1915 года принадлежавший его деду. Он находит улицу, дом… И оказывается, что в этом доме живет Рейхан, вдова, мужу которой принадлежал музыкальный магазин. Все уже пришло в упадок, вещи, оставшиеся от магазина, свалены в подвале. Вдова хочет избавиться от воспоминаний, связанных с этими вещами, но этому противится ее взрослая дочь, для которой все это – воспоминания об отце.

Рейхан впускает Арменака в дом. Он рассказывает ей, как этот магазин принадлежал его деду, и как деда арестовали 24 апреля 1915 года, после чего бабушка Арменака в тот же день бежала во Францию, а оттуда в США. И как потом, спустя некоторое время стало известно, что один из полицейских, арестовавших деда, спрятал в подвали магазина старинную лютню, принадлежавшую его семье.

«Я хочу найти этот инструмент», – говорит Арменак.

«Ты найдешь только то, что тебе суждено найти», – отвечает Рейхан.

Создается впечатление, что герои фильма говорят сами с собой. Кстати, это впечатление создается благодаря прекрасной игре актеров. Разговор проходит за чашкой кофе. Допив, Рейхан переворачивает чашку, как это делают для гадания.

«У нас поступают точно также», – говорит Арменак.

И от этого жеста, от переворачивания чашки кофе, вдруг между героями возникает симпатия.

Арменак уходит. Следующий эпизод – он на сцене. И перед тем, как начать играть, он говорит, что посвящает следующее произведение Рейхан, благодаря неожиданно возникшей дружбе с которой этот город обрел для него новые черты. «Город, в котором мы находимся». – говорит он. И после паузы с непередаваемой интонацией, в которой слышится и любовь, и обвинение, происносит: «Болис!»

Последний кадр фильма. Подвал магазина. Камера скользит по всякому хламу, забивающему подвал, и останавливается на полуразбитом музыкальном инструменте. Внутри его видна бумажка, на которой арабской вязью написано: «Арменак Мурадян. 1868».

Фильм кончается, и вдруг понимаешь, что Арменак не нашел инструмента, хотя он был там, в подвале, практически на поверхности.

И вспоминаешь: «Ты найдешь только то, что тебе суждено найти».

Арменак не нашел музыкального инструмента, который с детства символизировался у него с историей его семьи. Рейхан не смирилась со своим прошлым, символом которого стал музыкальный магазин, «унаследованный» ее мужем от прежнего владельца-армянина, пропавшего в 1915 году.

А для ее дочери это память об отце… И ничего больше.

* * *

Эрику Назаряну удалось снять очень глубокий фильм, который заставляет задуматься.

Задуматься о том, что мы – армяне и турки – часто говорим не друг с другом, а как бы сами с собой, но при этом обращаясь друг к другу. А диалог, взаимопонимание и даже неожиданная дружба могут возникнуть вокруг простых вещей. Например, того, как переворачивают чашку кофе.

И, конечно, музыка. Мелодии уда, ближневосточной лютни, понятны и армянам, и туркам. И это благодаря музыке Арменак приезжает в Стамбул как приглашенная знаменитость. И это музыка наполняет его возвращение в город, где он никогда не бывал, достоинством.

И надо, конечно, говорить друг с другом. И пить вместе кофе. И слушать музыку…




На фото: Эрик Назарян представляет фильм "Болис".
Tags: Турция, геноцид, кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 39 comments