Previous Entry Share Next Entry
Фильм о геноциде, снятый в Стамбуле
50
markgrigorian
В Лондоне состоялся показ фильма Эрика Назаряна «Болис».

Слово «Болис» – написанное на западноармянском название города. «Полис» по-гречески означает «город» – так жившие в Стамбуле-Константинополе армяне называли и до сих пор называют свой город.

Показ был посвящен памяти Гранта Динка, убитого пять лет назад. 

"Болис" – короткий фильм, продолжающийся минут 15. Но автору удалось вложить в эти 15 минут художественного фильма так много, спрессовать такое количество мыслей и эмоций, что кажется, что фильм этот полнометражный.

Сюжет довольно прост. Армянский музыкант Арменак Мурадян, играющий на ближневосточной лютне, уде, приезжает в Стамбул с гастролями. Но для него это не просто гастроли – это первая поездка в город, отношение к которому у него с детства враждебное.

«Я хотел ненавидеть этот город, когда сошел с самолета», – говорит герой фильма.

Но, попав в Стамбул, он как-то сразу почувствовал себя дома. «Стамбул похож на опиум. Он затягивает и не отпускает».

Но у героя приехал в Стамбул не просто на гастроли. Он ищет там музыкальный магазин, когда-то, до 1915 года принадлежавший его деду. Он находит улицу, дом… И оказывается, что в этом доме живет Рейхан, вдова, мужу которой принадлежал музыкальный магазин. Все уже пришло в упадок, вещи, оставшиеся от магазина, свалены в подвале. Вдова хочет избавиться от воспоминаний, связанных с этими вещами, но этому противится ее взрослая дочь, для которой все это – воспоминания об отце.

Рейхан впускает Арменака в дом. Он рассказывает ей, как этот магазин принадлежал его деду, и как деда арестовали 24 апреля 1915 года, после чего бабушка Арменака в тот же день бежала во Францию, а оттуда в США. И как потом, спустя некоторое время стало известно, что один из полицейских, арестовавших деда, спрятал в подвали магазина старинную лютню, принадлежавшую его семье.

«Я хочу найти этот инструмент», – говорит Арменак.

«Ты найдешь только то, что тебе суждено найти», – отвечает Рейхан.

Создается впечатление, что герои фильма говорят сами с собой. Кстати, это впечатление создается благодаря прекрасной игре актеров. Разговор проходит за чашкой кофе. Допив, Рейхан переворачивает чашку, как это делают для гадания.

«У нас поступают точно также», – говорит Арменак.

И от этого жеста, от переворачивания чашки кофе, вдруг между героями возникает симпатия.

Арменак уходит. Следующий эпизод – он на сцене. И перед тем, как начать играть, он говорит, что посвящает следующее произведение Рейхан, благодаря неожиданно возникшей дружбе с которой этот город обрел для него новые черты. «Город, в котором мы находимся». – говорит он. И после паузы с непередаваемой интонацией, в которой слышится и любовь, и обвинение, происносит: «Болис!»

Последний кадр фильма. Подвал магазина. Камера скользит по всякому хламу, забивающему подвал, и останавливается на полуразбитом музыкальном инструменте. Внутри его видна бумажка, на которой арабской вязью написано: «Арменак Мурадян. 1868».

Фильм кончается, и вдруг понимаешь, что Арменак не нашел инструмента, хотя он был там, в подвале, практически на поверхности.

И вспоминаешь: «Ты найдешь только то, что тебе суждено найти».

Арменак не нашел музыкального инструмента, который с детства символизировался у него с историей его семьи. Рейхан не смирилась со своим прошлым, символом которого стал музыкальный магазин, «унаследованный» ее мужем от прежнего владельца-армянина, пропавшего в 1915 году.

А для ее дочери это память об отце… И ничего больше.

* * *

Эрику Назаряну удалось снять очень глубокий фильм, который заставляет задуматься.

Задуматься о том, что мы – армяне и турки – часто говорим не друг с другом, а как бы сами с собой, но при этом обращаясь друг к другу. А диалог, взаимопонимание и даже неожиданная дружба могут возникнуть вокруг простых вещей. Например, того, как переворачивают чашку кофе.

И, конечно, музыка. Мелодии уда, ближневосточной лютни, понятны и армянам, и туркам. И это благодаря музыке Арменак приезжает в Стамбул как приглашенная знаменитость. И это музыка наполняет его возвращение в город, где он никогда не бывал, достоинством.

И надо, конечно, говорить друг с другом. И пить вместе кофе. И слушать музыку…




На фото: Эрик Назарян представляет фильм "Болис".

  • 1
трогательно...

Отличный фильм -- искренне рекомендую.

извините, если вмешиваюсь в "чужой разговор", но мне кажется это относится вообще ко всем - "надо пить кофе, разговаривать, слушать музыку". Лучше не скажешь. Спасибо

мороз по коже...

Увы. Человеческая симпатия не снимает проблем между народами. Она способна поколебать мифы и стереотипы, но потом выясняется, что этого недостаточно. И люди, завершив общение, возвращаются к своим стереотипам - так легче. Иногда и не возвращаются, но тогда неясно: а что дальше.

Есть теория критической массы. Когда некое настроение достигает критической массы, начинает меняться политика.

Грустная история.

Знаете, она не только грустная. В ней есть и светлое начало -- это возможность найти общие грани, точки соприкосновения.

Скажите а если геноцид будет признан ООН как по вашему должна сложиться судьба Турции и турецкой нации? Считаете ли вы необходимым разделение Турции на насколько частей под управением Арменни, Греции и курдов в том числе, или считаете возможным сохранение турецкого государства? Считаете ли вы что турок можно оставить жить в регионе или необходимо выселить на историческую родину (предгорья Алтая)?

Я не смог понять, какая часть из ваших вопросов действительно продиктована вашим желанием знать, а какая -- просто провокация. Главное, я не могу понять, зачем вам это.

Объясняю по пунктам:

1. Мне не интересно, чтобы ООН признал случившееся геноцидом. Мне важно, чтобы правительство Турции признало преступление, совершенное оттоманскими правителями против собственных подданных.

2. Вы считаете, что возможно разделение современного государства на части из-за истории, случившейся около 100 лет назад? Я не считаю.

3. Вопрос про Алтай, извините, я не считаю серьезным. Потому и не отвечаю на него.

а в сети он есть?)

не по теме
Равиль Бухораев :-(((((((

Да... сердце... Я очень тяжело переживаю его кончину.

Как Вы считаете, почему все-таки герой так и не увидел лютню, не нашел ее, хотя она и лежала на виду? Что хотел автор сказать этим? Мне кажется, это о том, что нельзя жить прошлым. То, что было - страшно, и забыть об этом невозможно. Но память и злопамятство - это разные вещи. Помнить. чтобы никогда не повторилось, но не жить обидой,ненавистью. Удивляюсь, почему Турция так упирается. Надо просто покаяться, признать свою неправоту... Или это повлечет за собой какие-то материальные выплаты. обязательства?

Мне кажется, что лютня здесь символизирует примирение и то общее, что есть между армянами и турками. И герой не смог найти лютню потому, что пока это общее лежит в подвале – на виду, но его не получается найти. Вообще, мне кажется, это прекрасная фраза: «Вы можете найти только то, что вам суждено найти».

Что же касается Турции, то это непросто. Отрицание того, что было, связано с национальной идентичностью. И для политиков очень непросто принимать решения, связанные с идентичностью. Нужно было действительно отважным деятелем, чтобы пойти на такое. Что же касается денежных и компенсационных затрат, то Турция скоро будет тратить на отрицание геноцида столько, что это окажется сопоставимым с компенсациями.

Вы замечательно рассказали фильм. Даже не знаю, искать ли его теперь, чтобы посмотреть - не испортит ли фильм впечатления от Вашего рассказа. Нет, найду, посмотрю, конечно. Но не сразу :)

Спасибо! Насколько мне известно, его пока в интернете нет. И я рассказал совсем не все. Там есть еще ряд удивительных символов. Например, турецкое и армянское кладбища в Стамбуле.

Думаю это покруче, чем действия Франции

Это совершенно несопоставимые вещи. Франция ставит свои собственные политические задачи и решает свои проблемы. А фильм не политический -- он о взаимоотношениях между людьми и о том, как вдруг рождается диалог.

здоровский пост! Сразу захотелось увидеть фильм!
и еще:
"...Задуматься о том, что мы – армяне и турки – часто говорим не друг с другом, а как бы сами с собой, но при этом обращаясь друг к другу." - мне кажется это ощущение складывается в принципе при общении с турками.
"...А диалог, взаимопонимание и даже неожиданная дружба могут возникнуть вокруг простых вещей. Например, того, как переворачивают чашку кофе." - и даже глубокие чувства могут возникнуть вокруг ну очень простых вещей! ;-)

Конечно!

Я рад, что вы наконец откликнулись. Признаться, я даже ждал вашего отклика.

ой засмущалась...а мне как приятно узнать, что вы вспомнили обо мне, Марк!

Не надо смущаться. Вы живете в Турции уже несколько лет, и вам, следовательно, эти проблемы знакомы. А такие фильмы (и такие посты) как раз для тех, кто знает о глубине и серьезности проблем.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account