Такого рода "сливы" происходят в странах СНГ регулярно, причем, почему-то как раз в то время, когда оппозиция активизируется.
Смотрите.
В марте 2008 года в интернете появилась запись телефонных разговоров двух армянских оппозиционеров. Сюжет практически тот же: в ходе разговора слышны матерные выражения, часто (кажется, даже только) в адрес соратников.
В Тбилиси было несколько таких записей, причем не только аудио, но и видео.
Навскидку вспоминаю запись разговора между экс-министром госбезопасности Грузии Ираклием Батиашвили и мятежным лидером в Кодорском ущелье Эмзаром Квициани. Батиашвили утверждал, что запись смонтирована. Не помню, фигурировала ли эта запись на суде, но Батиашвили приговорили к семи годам тюрьмы за "интеллектуальную поддержку" Квициани.
В марте 2009 года появилась видеозапись, снятая в офисе Нино Бурджанадзе и связанная с незаконным приобретением оружия. Я тоже не помню, фигурировала ли она в суде.
Был еще один скандал с прослушиванием телефонного разговора Немцова с белорусским оппозиционером Анатолием Лебедько (в 2002 году).
Но телефонные разговоры – это, в общем-то, цветочки.
Ягодками, наверно, стоит назвать видеозаписи с сексуальными сценами.
Помните скандал, когда в интернете появился целый ряд видеозаписей с компроматом на оппозиционных российских блогеров, журналистов и политиков?
Помните, что это были записи секса с девушкой или с двумя девушками, чьи лица на кадрах скрыты? И помните, что писали и говорили о том, как одним из главных действующих лиц всей истории была некая Катя по прозвищу "Муму". По этому прозвищу история и получила распространение как "Муму-гейт".
Один из фигурантов "Муму-гейта" Виктор Шендерович сказал в мае 2010 в интервью Би-би-си, что структуры, инициировавшие эти видеозаписи, собрали несколько десятков пленок с компроматом.
"Два года все это снималось и записывалось. Мое объяснение простое: они готовятся к тому времени, когда в России появится политика. (…) И им нужно дискредитировать по самому широкому кругу всех, кто не "они".
http://www.bbc.co.uk/russian/multimedia/2010/05/100505_shenderovich_seva.shtml
Он не назвал, кого он имел в виду под "они", но из контекста ясно, что Шендерович говорил о спецслужбах.
В Кыргызстане, перед парламентскими выборами в сентябре 2010 года по телевидению, в том числе, кстати, по российскому НТВ, прошел порнографический сюжет, основанный на любительской съемке. Комментаторы называли в качестве фигурантов этой съемки лидера одной из ведущих оппозиционных партий и сотрудницу одного из министерств.
Видео активно комментировалось в интернете, причем комментаторы намекали, что скандал приведет к закату карьеры политика.
В Армении в ходе президентских выборов 2003 года телеканалы отказались показать запись, сделанную скрытой камерой, на которой был редактор одной из самых популярных оппозиционных газет. Отдельные кадры с этой записи были опубликованы в одной из газет. Сейчас эта газета не издается, но тогда ее редактор был буквально подвергнут обструкции за неэтичность публикации.
В Азербайджане весной нынешнего года была показана видеозапись, сделанная скрытой камерой в одном из турецких отелей, на которой в не связанных друг с другом эпизодах можно узнать двух оппозиционных журналистов и активистов.
Запись была показана по азербайджанскому телеканалу "Лидер" в ходе вечернего выпуска новостей.
В преддверии прошлогодних парламентских выборов там же была показана видеозапись, на которой многие узнали директора газеты "Азадлыг" Азера Ахмедова. После показа видео Ахмедов подал в отставку.
Для дискредитации оппозиционных политиков, активистов и журналистов применяются не только видеозаписи с сексуальными сценами.
Есть еще и демонстрация фотографий, видео- или аудиозаписей, на которых видна передача денег. Комментаторы при этом прямо говорят о взятках. Иногда говорится о "заграничных" деньгах, которые якобы должны быть использованы в политически целях оппозиции.
Так, в преддверии парламентских выборов 2005 года в Азербайджане была обнародована пленка, на которой руководитель молодежной организации "Ени фикир" якобы принимает 2000 долларов от армянских агентов для "дестабилизации обстановки в стране" (покажите мне страну, обстановку в которой можно "дестабилизировать" за 2000 долларов).
На белорусском телевидении перед президентскими выборами 2006 года прошел сюжет, в котором некий "грузинский бизнесмен" ввозил в страну несколько тысяч евро якобы для оплаты "цветной революции".
Так что ничего типологически нового в публикации немцовских телефонных разговоров нет.