Я бы хотел выделить два элемента, ставшие новостью на этих российских выборах.
Во-первых, это новые технические средства и активность интернета. На очень многих участках делали видеозаписи и фотографировали мобильными телефонами. Клипы сразу шли в социальные сети -- Facebook, Twitter, ЖЖ, и их видели тысячи людей.
Кроме того, часто получалось, что интернет высмеивал какие-то предвыборные акции, и СМИ транслировали это отношение передавалось в реальную жизнь. Правда, таких СМИ мало, но для меня важно то, что связь была установлена. И, в частности, поэтому, сайты, устанавливающие такую связь, были подвергнуты хакерским атакам в день выборов.
Ну, и, ио-вторых, и это, конечно, совсем их другой оперы, но после этой кампании название "партия жуликов и воров" стало знаковым. Можно даже сказать, что это словосочетание стало одним из символов нынешней кампании.
Активность интернета, видимо, следует ожидать на грядущих выборах в других странах СНГ и в Грузии. Ситуация с оппозицией и то, как оппозиция будет использовать интернет более или менее ясно -- по российской модели, с учетом местных особенностей. Но вот как будут действовать власти -- это и большой вопрос, и очень интересная задача. Просто закрыть-запретить, как ЖЖ в Казахстане, -- нетрудно, но и дивидендов не приносит. Интересно, смогут ли власти постсоветских стран построить цивилизованную кампанию в социальных сетях? И с какой долей успеха?