Previous Entry Share Next Entry
Великий русский художник
50
markgrigorian
Из Лондона в Москву я летел на самолете, названном в честь "великого русского художника Ивана Айвазовского". 

На следующий день летел из Бишкека в Москву на самолете, названном с честь "великого русского художника Марка Шагала".

При этом я, в целом, согласен с характеристикой Айвазовского как русского художника. 

  • 1
На самом деле, я с вами согласен относительно разделения советского и русского. Когда я писал об этом разделение у меня шло во времени -- после 1990 года говорить о советском уже не приходится.

Теперь что касается официоза (он же мейнстрим) и андерграунда. Тут вот в чем дело: западные художники и писатели нереалистических направлений оказывали влияние на андерграунд. До официоза добраться им было почти невозможно. В результате люди не видели влияния этих авторов, они оказывались как бы вне художественного процесса. Я намеренно не писал о пьесах Булгакова, потому что они все же иногда шли в театрах. Роман "Мастер и Маргарита", хотя и был с купюрами опубликован в середине шестидесятых в журнале "Москва", был исключен из литературного процесса вплоть до развала СССР. Поэтому он не вошел в канву советской литературы, но вошел в канву русской, постсоветской. Вот где я провожу разделение.

Марк насчет официоза - умоляю. Я вас читаю и как будто мы в разных странах жили. Я вырос в 80ых в Москве. У меня дома был Солженицин. Был Бродский. Был альбом Шагала. Был альбом Дали. Был Мастер и Маргарита. Мама была в партии. Папа вышел из профсоюза по идеологическим соображениям. Родители не были кем то особенными. Мы были обычной московской интеллигентной семьей. Да наверно в Рязани с Шагалом было плохо. Но вот в Тбилиси я точно помню было хорошо. и у знакомых тбилисских много чего еще было не только Шагал (и это был 1986ой). 
О влиянии Шагала. Что Тарковский не знал Шагала? Норштейн не знал Шагала? Параджанов не знал Шагала? Кабаков не знал Шагала? Илья его мать Глазунов не знал Шагала? Никита его мать Михалков не знал Шагала? Церетели чтоб ему пусто было не знал Шагала? Даже коньюктурщики если они были сколько то талантливы неплохо знали русский авангард. Нет были конечно темы которые сильно стерли сталинским катком. Филонов например. Но Шагал к ним не относится. То же про Мастера и М - не было в стране ни одного сколько то приличного деятеля культуры который этой книги не читал.
Теперь о влиянии Шагала. Я уверен что сейчас сидит в Папуа Новой Гвинее какой то местный самородок художник и смотрит альбом Шагала. Как то сложно избежать его влияния на нашей планете. 
Поэтому вопрос о культурной принадлежности Шагала это вопрос не о том на кого он влиял а вопрос о его творчестве. А его творчество очень сильно замешано прежде всего на уничтоженной второй мировой еврейской местечковой культуре а во вторых на русском культурном багаже и идеях которые он почерпнул в Париже в 10ые. 
Но как его как мы установили теперь знают даже папуасы то я считаю что лайнер его имени может хоть в ПНГ быть. А России Израилю или Беларуси сам бог велел. И могут его называть великим русским белорусским или израильским художником. 
И последнее - люди в своей массе много чего не знают. Культура в основном существует в очень узких прослойках. В богатых странах они чуть толще но все равно проценты от всего  общества.

Вернемся к истокам. Как говорится, back to the basics.

Мне очень нравится наш спор. В кои-то веки есть возможность поговорить в ЖЖ о культуре, изобразительном искусстве, литературе. Спасибо вам за это.

Иметь альбомы и читать книги -- да, имели и читали. Но это "имение" и "чтение" почти не становились искусством, практически не выходили из чердаков наших мозгов на свет, не выставлялись и не публиковались. То есть, я говорю не о знакомстве, а о факте творчества. Правда, тут я должен сделать оговорку: речь идет об официально признанном творчестве. Тот же Глазунов, тот же Церетели, прекрасно зная Шагала и Дали, тем не менее, изгоняли их влияние из своего творчества и из творчества своих учеников.

Хотя, справедливости ради, в советской Прибалтике, в Армении и Грузии (и в Казахстане, кстати), то есть в "национальных окраинах" свободы творчества было больше, чем в российских столицах.

А самолеты называть именем Шагала могут где угодно -- мне это даже нравится. Только вот "русский художник" к нему как-то не очень...

  • 1
?

Log in

No account? Create an account