?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Великий русский художник
50
markgrigorian
Из Лондона в Москву я летел на самолете, названном в честь "великого русского художника Ивана Айвазовского". 

На следующий день летел из Бишкека в Москву на самолете, названном с честь "великого русского художника Марка Шагала".

При этом я, в целом, согласен с характеристикой Айвазовского как русского художника. 

  • 1
Wikipedia calls Chagall Russian - French artist. One can spend eternity arguing what is the nationality of all these people but the matter of fact is they became what they were because they were born and lived in the super empires of the past that kept all these cultures mixed and (admittedly precariously) co existed together.

The Russian Wiki, however, calls him French (Belorussan?). When we assess a creative person, we should think: which cultural tradition made him what he was, i.e. who influenced him, and -- very important -- who was influenced by him. That puts him into a cultural and historical context. In any of these, Chagall is French... Maybe, Jewish-French. Russian comes just as the name of the country. In this context, Arshile Gorky would be an American-Ottoman painter.

Какой национальности был Пикассо? Несомненно француз по этой же логике. Хотя мой ответ - какая разница? И если бы мне приставили пистолет к виску и заставили бы назвать национальность Шагала я бы назвал его евреем, выходцем из России. А пикассо несомненно испанцем, прожившим слишком долго во Франции. И не думаю что русский или израильский самолет названный в честь Шагала выглядит дико. Тем более Шагал - не Ротько (ну вот подиж найди определи его национальность по его картинам) и даже не Пикассо, среди популярных картин Шагала тяжело найти те по которым нельзя определить его происхождение.


Да. Именно так.

Кроме того я считаю что кто у кого учился и кто кого учил вообще не имеет никакого отношения к вопросу если его ставить о национальной принадлежности.

Уйдем от художников к писателям. Любой человек писавший романы после 1875 года так или иначе учился у Толстого. А Толстой так или иначе учился писать романы у французов. Это делает его хоть на грамм французом? У писателей казалось бы просто - есть язык. Но и с ним есть заморочки. Бекетт писал в основном по французски и жил и публиковался при жизни в основном во Франции. Но он ирландец и это сквозит в каждой строчке. А Конрад например хоть и провел детство в Вологде никакого отношения ни к России ни к Польше не имеет, и это по моему тоже очевидно.
Идея записать Шагала французом меня например приводит в больший ужас чем самолет Аэрофлота его имени.

Вы возвращаетесь к той самой теме, которую я затронул в первом комменте, отвечая вам. Художник (или писатель) является продуктом среды -- то есть, на него оказывалось некое влияние, -- и он формирует среду, то есть, сам оказывает влияние на других художников (писателей). С этой точки зрения, например, роман Булгакова "Мастер и Маргарита" нельзя назвать советским, потому что он был исключен из советского литературного обихода. Но в то же время, он, безусловно, был написан в СССР и опирался на русскую и советскую литературу. Тот же вопрос возинкает с Шагалом: какое влияние он оказывал на советский итли русский мейнстрим до 1990 года? На андерграунд -- да, оказывал. А на мейнстрим?

И тут есть еще один важнейший элемент: язык. Писатель использует язык как инструмент. А художник от этого свободен. Или освобожден.

Я не очень понимаю логики разделения мейнстрима и андерграунда. Несомненно преемственность культуры сохранялась. Да бог с ней преемственностью культуры, даже идеи взаимопроникали весьма неплохо за исключением 1937ого - конца 50ых. Да прослойка была тонкая но она всегда была тонкая. Несомненно Шагал был известен. Известен даже тогда более чем советский официоз (мейнстрим в вашем определении) известен сейчас через 20 лет после падения режима.

Разделея советское и русское можно вообще докопаться до шизофрении. Вот например упомянутый вами Булгаков, которого любил (но странною любовью) Сталин, написал (оставим в покое Батум о котором наверно вы подумали после фамилии Сталин) пьесу Бег. Пьеса эта несомненно по сути советская сатира на белую эмиграцию, и если бы там не было Хлудова была бы наверно идеальной советской сатирой на белую эмиграцию. Лучше Ильф с Петровым бы не написали. Один Хлудов немного портит картину, но пьеса была разрешена в 50ые и любима не одним поколением советских людей и во многом сформировала взгляд советского человека на белую эмиграцию. Вопрос на примере пьесы Бег - Булгаков советский или русский писатель? Или возьмем например Тихий Дон. Написан он был вероятно если и не прямым участником белого движения, то по крайней мере человеком с той стороны, а дописан и отредактирован вероятно Шолоховым, Серафимовичем и проч. И стал классикой вроде как советской литературы. Или русской? Или вот учитель нашего дорогого Ильи Глазунова Иогансон. Когда он получал сталинскую премию он был советский? А когда рисовал портрет Колчака русский? А когда изобразил себя и своего кореша в виде гестаповцев на картине Допрос Партизанов он был русский, советский или антисоветский?

ИМХО бесмысленно проводить разницу между советским и русским по крайней мере в тех случаях когда речь не идет о национальных республиках.

На самом деле, я с вами согласен относительно разделения советского и русского. Когда я писал об этом разделение у меня шло во времени -- после 1990 года говорить о советском уже не приходится.

Теперь что касается официоза (он же мейнстрим) и андерграунда. Тут вот в чем дело: западные художники и писатели нереалистических направлений оказывали влияние на андерграунд. До официоза добраться им было почти невозможно. В результате люди не видели влияния этих авторов, они оказывались как бы вне художественного процесса. Я намеренно не писал о пьесах Булгакова, потому что они все же иногда шли в театрах. Роман "Мастер и Маргарита", хотя и был с купюрами опубликован в середине шестидесятых в журнале "Москва", был исключен из литературного процесса вплоть до развала СССР. Поэтому он не вошел в канву советской литературы, но вошел в канву русской, постсоветской. Вот где я провожу разделение.

Марк насчет официоза - умоляю. Я вас читаю и как будто мы в разных странах жили. Я вырос в 80ых в Москве. У меня дома был Солженицин. Был Бродский. Был альбом Шагала. Был альбом Дали. Был Мастер и Маргарита. Мама была в партии. Папа вышел из профсоюза по идеологическим соображениям. Родители не были кем то особенными. Мы были обычной московской интеллигентной семьей. Да наверно в Рязани с Шагалом было плохо. Но вот в Тбилиси я точно помню было хорошо. и у знакомых тбилисских много чего еще было не только Шагал (и это был 1986ой). 
О влиянии Шагала. Что Тарковский не знал Шагала? Норштейн не знал Шагала? Параджанов не знал Шагала? Кабаков не знал Шагала? Илья его мать Глазунов не знал Шагала? Никита его мать Михалков не знал Шагала? Церетели чтоб ему пусто было не знал Шагала? Даже коньюктурщики если они были сколько то талантливы неплохо знали русский авангард. Нет были конечно темы которые сильно стерли сталинским катком. Филонов например. Но Шагал к ним не относится. То же про Мастера и М - не было в стране ни одного сколько то приличного деятеля культуры который этой книги не читал.
Теперь о влиянии Шагала. Я уверен что сейчас сидит в Папуа Новой Гвинее какой то местный самородок художник и смотрит альбом Шагала. Как то сложно избежать его влияния на нашей планете. 
Поэтому вопрос о культурной принадлежности Шагала это вопрос не о том на кого он влиял а вопрос о его творчестве. А его творчество очень сильно замешано прежде всего на уничтоженной второй мировой еврейской местечковой культуре а во вторых на русском культурном багаже и идеях которые он почерпнул в Париже в 10ые. 
Но как его как мы установили теперь знают даже папуасы то я считаю что лайнер его имени может хоть в ПНГ быть. А России Израилю или Беларуси сам бог велел. И могут его называть великим русским белорусским или израильским художником. 
И последнее - люди в своей массе много чего не знают. Культура в основном существует в очень узких прослойках. В богатых странах они чуть толще но все равно проценты от всего  общества.

Вернемся к истокам. Как говорится, back to the basics.

Мне очень нравится наш спор. В кои-то веки есть возможность поговорить в ЖЖ о культуре, изобразительном искусстве, литературе. Спасибо вам за это.

Иметь альбомы и читать книги -- да, имели и читали. Но это "имение" и "чтение" почти не становились искусством, практически не выходили из чердаков наших мозгов на свет, не выставлялись и не публиковались. То есть, я говорю не о знакомстве, а о факте творчества. Правда, тут я должен сделать оговорку: речь идет об официально признанном творчестве. Тот же Глазунов, тот же Церетели, прекрасно зная Шагала и Дали, тем не менее, изгоняли их влияние из своего творчества и из творчества своих учеников.

Хотя, справедливости ради, в советской Прибалтике, в Армении и Грузии (и в Казахстане, кстати), то есть в "национальных окраинах" свободы творчества было больше, чем в российских столицах.

А самолеты называть именем Шагала могут где угодно -- мне это даже нравится. Только вот "русский художник" к нему как-то не очень...

  • 1