Марк Григорян (markgrigorian) wrote,
Марк Григорян
markgrigorian

Categories:

Найдены две миниатюры работы Тороса Рослина

В Лондоне состоялась сегодня торжественная передача армянской апостольской церкви двух миниатюр XIII века.

Причем не простых миниатюр. Их автор, судя по всему, – Торос Рослин, художник, чье творчество знаменует расцвет средневекового искусства книжной миниатюры. 

Рослин жил в Киликии – армянском княжестве, а потом и царстве, существовавшее с 1080 по 1375 годы в Малой Азии (Восточном Средиземноморье), на территории современных Сирии и Турции. Там, в монастыре, находящемся в городе Ромкла, и творил Торос Рослин.

     


(Вот эти две миниатюры. Слева -- Вознесение Христа, а справа -- Евангелист Марк. Посмотрите на мастерство исполнения, на краски, и представьте, что этим миниатюрам без малого 740 лет, и что они были созданы за 150 лет до того, как в Италии началась эпоха Возрождения.)

Существует семь манускриптов (шесть четвероевангелий и один требник), относительно которых нет никакого сомнения в том, что их расписал именно Рослин – они подписаны. Два из семи евангелий находятся в Ереване, в Матенадаране. Четыре – в армянской патриархии в Иерусалиме, и одно в Балтиморе (США).

Но есть еще пять книг (четвероевангелий), которые приписываются Рослину – «почерк» художника дает основания утверждать, что именно он был их автором. Четыре из этих книг находятся в Матенадаране и пятая – Евангелие царицы Керан – в Иерусалиме.

Каждая книга в те годы была произведением искусства. Не было двух одинаковых экземпляров, так как книги не только переписывали, но и расписывали индивидуально. Результат, конечно, зависел от таланта и мастерства переписчика и художника. Но не только. В изрядной мере он зависел от того, сколько денег был готов вложить заказчик в изготовления той или иной книги.

Чем больше денег вкладывал заказчик, тем большего размера была книга и тем богаче она была разукрашена.

Царица Керан, безусловно, была женщиной богатой. Она была супругой царя Левона II (иногда его называют Левоном III), правившего Киликией с 1270 по 1289 годы. Левон был мудрым правителем, поощрявшим торговлю с Западом, особенно с Италией и Каталонией, и поддерживавшим хорошие отношения с Востоком (в частности, альянс с монголами, который, как предполагают некоторые историки, имел характер вассальных отношений).

Царица заказала Евангелие, которое было переписано в 1272 году и расписано «человеком опытным и умелым в письменном искусстве». Которым, судя по всему, и был Торос Рослин.

(Деталь миниатюры "Вознесение Христа". Я привожу эту фотографию, чтобы вы имели возможность оценить мастерство художника. По сравнению с оригиналом, миниатюра на фото увеличена примерно в полтора раза.) 



В начале XX века (около 1910 года) кто-то вырезал из Евангелия царицы Керан две миниатюры и продал их. Они оказались в собрании голландского коллекционера древностей Мишеля ван Рейна (Michel Van Rijn). Он даже опубликовал их описание в 1980 году.

В 1987 году греческий мультимиллионер Танассис Мартинос, владелец компании Eastern Mediterranean Maritime приобрел всю коллекцию ван Рейна, в том числе, и две миниатюры.

В мае 2011 года библиотекарь-архивист Мартиноса Мария Мерсиния связалась с священником отцом Нерсесом Ваче Несисяном, известным медиевистом и (в то время) куратором отдела Христианского Ближнего Востока в Британской библиотеке. Она попросила его как специалиста оценить две армянские миниатюры из коллекции Мартиноса.

О. Нерсес определил, что это как раз и есть две страницы из Евангелия царицы Керан, о чем и написал Мерсинии. Но еще он добавил, что возвращение этих листов на место поможет «восстановить рукопись во всем ее прежнем величии».

Ответ был обнадеживающим: его попросили привести доказательства того, что эти листы действительно принадлежат Евангелию Керан. Собрав доказательства, о. Нерсес отправил их Мерсинии. Вскоре греческий магнат принял решение – вернуть листы, расписанные Рослином, в Иерусалим, где они должным образом будут вставлены в Евангелие.

И сегодня, 6 ноября, в армянской церкви св. Егише в Лондоне состоялась церемония передачи миниатюр армянской церкви.

Сначала прошла служба. Ее провел сам о. Нерсес, причем миниатюры стояли на алтаре. Их видно на фото -- они на креслах, покрытых фиолетовым покрывалом. 





Они притягивали взгляд все время, пока шла служба. 



Службу завершает таинство евхаристии, причастия, когда верующие вкушают хлеб и вино, соединяясь, таким образом, с Богом. 



После этого о. Нерсес рассказал историю миниаютр.





А вот и сам Танассис Мартинос



Его благородство трудно переоценить. "Я не скажу вам, какие деньги потратил Мартинос, чтобы купить эти миниатюры. А сейчас он дарит их армянской церкви, чтобы они вернулись на свое место в Евангелие царицы Керан", -- сказал о. Нерсес.

Сам Мартинос был глубоко тронут церемонией.



Собственно, тронуты были все. И, в первую очередь, конечно, о. Нерсес. 



И действительно, он смог восстановить целостность Евангелия, возраст которого -- почти семь с половиной веков. Целостность, нарушенную около ста лет назад. 



Считаю, что мне чрезвычайно повезло. Не знаю, смогу ли я когда-либо снова увидеть эти миниатюры. И даже подержать их в руках. Ощущение, не сравнимое ни с чем. 

Мне в последнее время и правда везет. Недавно я смотрел и фотографировал потрясающую коллекцию керамики XVIII века из Кютахьи, летом копался в архиве известнейшего фотографа Иды Кар

И вот такая небольшая загадка: как вы думаете, присутствовали ли на этой церемонии представители армянского посольства в Лондоне? 




Tags: Армения, искусство, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments