Previous Entry Share Next Entry
Сюрреалистическая Калифорния
50
markgrigorian
Или Чувство гражданина империи. 

Эта запись -- результат моей поездки в Лос-Анджелес. 

Конечно, то, что я здесь пишу, касается далеко не всех эмигрантов. Среди моих лос-анджелесских друзей и знакомых таких как раз почти нет. Но тенденция, о которой я пишу, как мне кажется, там чувствовалась. И, конечно, я обобщаю. 

На фото: панорама Лос-Анджелеса от музея Пола Гетти. Глендейл где-то там, вдали. 



Глендейл – место сюрреалистичное.

По утрам кажется, что ты в Ереване. Только проснулся, занавески в спальне еще задернуты, но с улицы уже доносятся голоса детей, которые что-то кричат друг другу по-армянски. Причем это не западный армянский, а вполне ереванский – с теми же интонациями и обилием русских заимствований.

Подойдешь к окну, откроешь, и видишь: кругом Калифорния. Невысокие светлые дома, пальмы, высаженные вдоль улиц, много зелени, американские и японские машины… Закроешь глаза – полное ощущение, что ты в Ереване.

– Айказик, Айказик, иди домой, – взывает высокий женский голос.

– Сейчас, мам, через пять минут, – слышен ответ.

– Смотри, не будешь слушаться, папе скажу.

– Иду!..

Но достаточно снова открыть глаза и посмотреть на улицу, как понимаешь, что это все-таки самая настоящая Калифорния. Здесь, в Глендейле, примерно четверть населения – армяне. И главный торговый центр называется Ararat Shopping Center.

Захожу, по лондонской привычке говорю продавцу «hi there», дескать, «привет». Он, не отвечая мне, поворачивается спиной и кричит по-армянски куда-то вглубь заприлавочного помещения:

– Арам, иди сюда, тут какой-то американец пришел, по-английски говорит»…

Продавец в этом Ararat Shopping Center, оказывается, даже не говорит по-английски. Ему это не нужно. Зачем, когда кругом все равно все говорят по-армянски?

Но и не только. Там, в Глендейле, точно так же, как где-нибудь в Ереване или Аштараке, многие смотрят армянские телеканалы и обсуждают героинь армянских сериалов. Но есть и меньшинство. Те, кто входят в это меньшинство, больше и чаще говорят по-русски и смотрят российское телевидение.

Но все – или почти все – дважды в сутки связываются с Ереваном (или Аштараком, Абовяном, Ванадзором…) по скайпу. Ведь разница во времени между Арменией и Калифорнией – ровно 12 часов. Так и получается, что когда в Глендейле десять часов утра, то в Ереване как раз десять вечера. Долгие разговоры по скайпу обязательно переходят в пересказ ереванских сплетен, в результате чего живущая в Америке Каринэ прекрасно осведомлена о последних событиях в своем ереванском подъезде, обо всех проблемах соседей, об их спорах и дрязгах…

В результате оказывается, что они как бы и не эмигрировали, потому что продолжают жить той, ереванской (или аштаракской) жизнью. Правда, многие знают все подробности всех возможных велферов и прекрасно разбираются, кому, что и за что полагается от американского государства.

Но процветать на велфере не получается... Очень многие живут примерно так же, как и жили бы в Армении. Но зачем тогда эмигрировать? Лучшая жизнь? Да, она, может, и получше, но ненамного.

Стабильность и уверенность в будущем? Но какая может быть уверенность, если есть опасность, что велфер в какой-то момент могут отобрать?

Несколько лет назад я побывал в гостях у одной семьи в Сакраменто, столице штата Калифорния. Это была армянская семья из Ошакана – деревни, недалеко от Еревана. Я так и не смог понять, сколько человек было в этой семье – все время появлялись новые невестки, зятья, братья и девери… И их дети, конечно. Кто-то из многочисленного семейства жил в США легально, кто-то, соответственно, нелегально.

Но главное, что они жили совершенно так же, как в Ошакане. Они стремились к этому. Они выписали «румынскую стенку» – помните, были такие популярные мебельные гарнитуры в советское время? Под стеклом в этой стенке торжественно лежал ГДРовский фарфор «Мадонна»… Все это было предметом гордости хозяев.

Я это рассказываю, чтобы еще раз спросить: зачем было уезжать за океан и строить там, на противоположной стороне глобуса, быт и жизнь, которая не отличается от жизни в Армении?

И, кажется, у меня есть объяснение.

С развалом СССР очень многие жители Советского Союза потеряли чувство гражданина одного из сильнейших государств мира, страны, которую уважают за ее силу и мощь.

Чувство гражданина империи.

Эмигрировавшие в США получают это чувство, эту защищенность, за которой стоит сильнейшая армия мира. А в остальном… В остальном они живут, как и жили бы в Ереване. Но в другом, имперском Ереване, которого уже нет.

И слава Богу.

Something like this http://sssilver.tumblr.com/post/4667519952/broken-dreams-not-born-yet

Совершенно верно. Именно что-то вроде этого.

очень много таких людей тут, кто выбирает покой и магазины, кто то возможность выбирать..вы были в таком районе просто

Вот, вы пишете "покой и магазины". А ведь "покой" и есть то самое чувство защищенности, какое испытывает житель империи. А магазины... Они и в Ереване сейчас есть.

спасибо, интересная история. и для меня в голове созрел ещё один довольно важный вопрос: должна ли эмиграция ассимилироваться. Белорусы вот по большой части легко растворяются то ли в русской диаспоре, то ли быстро становятся местными. Времена, когда диаспора помнила свой язык и культуру почти остались в прошлом - хотя есть ещё островки. А вот у армян всё по-видимо по-другому. В целом для нации это даже хорошо, что они в Калифорнии, как в Ереване. Но вот хорошо ли для них? Мне кажется, успеха в эмиграции добиваются всё же те, кто полностью адаптируется в обществе, переходит на английский и не заморачивается воспоминаниями о бывшей родине. :-)

Должна ли эмиграция ассимилироваться?

Ассимилироваться, на мой взгляд, нет не должна. Интегрироваться, стать полноправным членом общества, а не трутнем на его шее, опять таки сугубо на мой взгляд, да, надо бы.

Все равно, описанный удел касается эмиграции первого поколения. Дети, как правило, все равно вырастают членами того общества, в котором они растут.

Да, примерно, так.

в Сакраменто пошли с зятем покупать фотоаппарат, взамен разбитого при падении в Иосемити, подошли к фотоотделу, позвали парня-консультанта с бейджиком "Gene", зять с ним говорил на английском. я что-то не понял и спросил зятя по-русски - Gene мгновенно перешел на русский - оказался Женя. потом jy не смог ответить на какой-то наш технический вопрос и тут же громко позвал - Денис, иди сюда, тут твоя помощь нужна ...
уже после того как купили фотоаппарат, подошли к прилавку с часами, заговорили с продавщицей на английском, я опять что-то спросил у зятя на русском ... в общем продавщица тоже оказалась русской :)

Ну вот... А в Лос-Анджелесе и Сан-Франциско есть еще поселения молокан, попавших сюда в начале XX века. О них еще писали Ильф и Петров.

Наверно есть какая-то зона самоидентификации, причем более, чем двухмерная, со своими полюсами и масштабом. Кому-то нужно самоотождествление с чем-то большим, если границы его собственного самоотождествления достаточно малы, кому-то, как мне, например, наоборот, необходимо сузить эти границы и очертить вокруг себя периметр поменьше. Прости, Марк, что воспользовалась поводом, но не могу не сказать: Боже, какое счастье после десятков лет, прожитых в мегаполисах стран-гигантов, жить в маленьком спальном районе уютной столицы маленькой страны, зажатой между горами и обрезанной морем. Хотя, в силу своей страсти добавлять ко всему вертикальную ось времени, именно здесь я себя чувствую в центре мироздания.

А что касается Калифорнии, которую я безумно люблю, это все-таки край света. Правда, я всегда, глядя на Тихий океан, видела в нем мост и чувствовала себя там ближе к России, чем на восточном побережьи. Этот мост похож на мост Коронадо - он упирается в небо, даже в космос, и другого берега не видно, но он есть.

Знаешь, как я тебя понимаю в смысле жизни в маленькой стране... Как я тебя понимаю...

У меня другое объяснение: как рыба ищет, где глубже, так и человек - где лучше. Армяне предпочли Сан-Франциско (там, если помните, вода - первое место в мире!) Дилижану с почетным, но вторым местом.



Нет, не Сан-Франциско. Лос-Анджелес. Но история армянского поселения в Лос-Анджелесе давняя... Они стали переселяться сюда в конце XIX -- начале ХХ века и жили, главным образом, в Беверли-Хиллс и Голливуде. Тогда это были пустынные жаркие места, где почти ничего не росло. Они занимались сельским хозяйством на пустой выжженой земле. Потом армянское население Калифорнии резко выросло после резни. Армяне в числе других эмигрантов делали Калифорнию местом, "где лучше". Почитайте Вильяма Сарояна -- он об этом очень хорошо писал.

До развала СССР армянское население Калифорнии росло, но не очень быстро. Потом, когда Советский Союз развалился и стало можно уезжать, армяне стали эмигрировать к своим родственникам, потом знакомым... А потом просто в город, где, согласно рассказам, передающимся из уст в уста, армянину легче устроиться, чем, скажем, в Чикаго.

Тут есть история, это не так просто, как кажется на первый взгляд.

Не уверена, что они искали имперскую защиту. Я думаю, они искали Эльдорадо.

Если буквально, то Эльдорадо могли искать в годы золотой лихорадки -- но это середина XIX века. Если фигурально, то Эльдорадо в Глендейле можно было искать в годы позднего застоя, когда армян понемногу стали выпускать за границу (ведь и у армян была почти та же история отказничества, что и у евреев). В те годы представлялось, что все, что в Америке, отмечено прикосновением Мидаса. Но это все было в прошлом...

Спасибо, очень интересная запись. А объяснение оригинальное и вполне вероятное.
Кстати, маленький ролик в тему:)


Браво! Отличный ролик :)

империя рухнула и все стали сами собой, нечего строить из себя того, кем ты не являешься по сути

Так не стали сами собой... Себя еще нужно найти в новой реальности. И это на самом деле очень непросто.

Hayastan 2.0

New and Improved.

"И, кажется, у меня есть объяснение..."

Мое объяснение абсолютно совпадает с вашим, я рад, что не один пришел к такому заключению. Хотя ясно, конечно, что ничего уникально-инновационного в этом заключении нет, но приятно именно такое совпадение взглядов:) И с выводом "...слава Богу" абсолютно согласен...

Прекрасно! Я тоже рад, причем по тем же причинам :)

Все знакомые кто говорил: «ОНИ хотят почистить нашу территорию от армян», переехали в US и другие страны. Ощущение, что все население республики стоит или сидит на чемоданах в многолетней очереди на выезд - если не дойдет очередь для себя, так для детей или внуков-правнуков место пригодится... Один курдский писатель говорил А.А. (вы знаете, кто это): «Вы все уезжайте, а мы останемся!».

Честно говоря, у меня такое ощущение не возникло, когда я был в Ереване. Да, многие хотят уехать, причем по разным причинам. Кто-то без работы, кого-то не устраивают условия жизни, кое-кто из молодежи хочет учиться за границей. Конечно, они есть. Но такой всеобщей массовости я не заметил. И я понял, кто стоит за цитатой и кому она была сказана.

В остальном они живут, как и жили бы в Ереване
I think they live better though, and their kids will have more opportunities in future than they could have had in Armenia, at least they will get free education unlike Armenian students if families stay low income, which will for sure lead for better life.

Of course, that's arguable. Better students and talented kids can find opportunities anywhere -- be it in Yerevan, or LA. Obviously, the road to better education is much shorter in LA -- but only few can take that road, and I am not writing about them. The story is more about those who are selling stuff in shopping centres without even speaking English.

(Deleted comment)
?

Log in

No account? Create an account