Марк Григорян (markgrigorian) wrote,
Марк Григорян
markgrigorian

Азербайджанские беженцы

Amnesty International распространил доклад "Азербайджан: дискриминация и сегрегация усугубляют проблемы вынужденного переселения для сотен тысяч людей" 

Текст пресс-релиза я ставлю под кат. И вот еще ссылка на вебсайт:

http://www.amnesty.org.ru/pages/ruseur550002007

Азербайджан: дискриминация и сегрегация усугубляют проблемы вынужденного переселения для сотен тысяч людей

AMNESTY INTERNATIONAL
ПРЕСС-РЕЛИЗ


Индекс AI: EUR 55/012/2007 (Для свободного распространения)
№ сообщения службы новостей:

28 июня 2007 г.


«Мы готовы жить с карабахскими армянами и не забыли свою историческую родину. Но мира нам не видать ещё по крайней мере лет десять, поэтому мы хотим жить в достойных условиях сейчас».

Аяз был перемещён из Нагорного Карабаха
и уже 14 лет живёт в Геранбойском районе.

«Мне не нужны пособия, лучше пусть дадут компенсацию и я интегрируюсь в общество здесь, в Баку. Хватит правительству меня обманывать, что я смогу вернуться».
Эльмар, перемещённый из Кельбеджарского района.


Одна из наиболее многочисленных групп внутренне перемещённого населения в мире сталкивается с дискриминацией, сегрегацией и неопределённым будущим, по данным нового доклада, опубликованного сегодня Amnesty International. Порядка 600 000 азербайджанцев уже более десяти лет являются вынужденными переселенцами в результате конфликта 1991 – 1994 годов между армянами и азербайджанцами в Нагорном Карабахе (территории внутри Азербайджана, населённой преимущественно этническими армянами).

Несмотря на то, что азербайджанское правительство при международном содействии обеспечило минимально необходимый уровень прав человека, Amnesty International озабочена тем, что принимаемых мер недостаточно для гарантий постепенного осуществления прав человека в условиях длительного перемещения.

«По закону внутренне перемещённые лица пользуются той же правовой защитой и гарантиями прав, что и остальные граждане. На деле же многочисленные ограничения мешают им беспрепятственно пользоваться правом на свободное передвижение, достаточное жилище, наивысший достижимый уровень здоровья и на труд. В совокупности эти нарушения фактически создают целый ряд барьеров, которые служат дискриминации и сегрегации перемещённого населения», – заявила Никола Дакворт, директор региональной программы Amnesty International по Европе и Центральной Азии.

В своём докладе под названием «Азербайджан: перемещение с последующей дискриминацией – тяжёлое положение внутренне перемещённого населения» организация рассказывает о ряде обычаев, которые фактически способствуют дискриминации и сегрегации вынужденных переселенцев.
  • Система регистрации по месту жительства привязывает внутренне перемещённых лиц к определённому адресу для получения помощи и социального обслуживания, несмотря на то, что в Конституции Азербайджана юридически эта система отменена. Прописку в процветающих городских районах получить без взяток весьма сложно.
  • Новые посёлки для внутренне перемещённых лиц строятся в географически отдалённых, экономически неразвитых районах и других неподходящих местах, что приводит к изоляции и сегрегации.
  • С перемещёнными лицами не консультируются при принятии решений, непосредственно влияющих на их жизнь, например, по вопросам расположения новых строящихся посёлков, в которые их расселяют.
  • Внутренне перемещённых лиц систематически заставляют рассматривать свою ситуацию как временную, не позволяя им сделать выбор в пользу альтернатив возвращению, таких как интеграция или постоянное расселение в другой части страны.

Уровень бедности среди вынужденных переселенцев выше, чем среди остального населения; как следствие, они в значительной мере полагаются на субсидии и гуманитарную помощь. Внутренне перемещённое население не пользуется преимуществами приватизации в Азербайджане и почти полностью исключено из участия в экономическом буме, происходящем благодаря нефтедобыче. Согласно официальным данным, опубликованным в 2005 году, перемещённые лица в значительно большей степени, чем остальное население, полагаются на государственные пособия как основной источник дохода: 8,5% по сравнению с менее 0,1% остального населения. В свою очередь, бедность способствует несоразмерно частым случаям анемии, туберкулёза, недоедания и психических заболеваний. Показатели безработицы и неполной занятости несоразмерно выше среди переселенцев, что усугубляется ограничениями права на законное передвижение внутри страны в поисках работы, а также экономической изоляцией в новых посёлках.

Соглашения в области прав человека, участником которых является Азербайджан, требуют от властей уважать и защищать права внутренне перемещённых лиц на жизнь и достойный жизненный уровень.

«Несмотря на то что правительство Азербайджана, по всей видимости, на бумаге выражает готовность выделить средства на нужды перемещённого населения, эти средства используются не так, как это необходимо для постепенного осуществления его прав. Должностные лица постоянно подчёркивают “временный” характер социальных и жилищных программ для вынужденных переселенцев. Однако, их заявления всё острее противоречат длительному характеру перемещения», – сказала Никола Дакворт.

«Право на достойное и безопасное возвращение в прежние места проживания – право всех вынужденных переселенцев, которое остаётся главным стремлением перемещённого населения Азербайджана. В то же время у переселенцев есть право на выбор, в том числе на интеграцию или расселение в других районах страны. Это право выбора нарушать нельзя».

Для того чтобы решить проблемы прав человека, затрагивающие вынужденных переселенцев, Amnesty International призывает правительство Азербайджана:
  • устранить все препятсвия к соблюдению прав внутренне перемещённого населения на свободное передвижение и выбор места жительства;
  • предпринять шаги по обеспечению права перемещённого населения на широкое участие в процессе консультаций по затрагивающим его вопросам;
  • сделать всё необходимое для соблюдения права перемещённых лиц на достойный стандарт жилья как в сельских, так и в городских районах.

Кроме того, организация призывает международное сообщество продолжать содействие азербайджанским властям в этом отношении.


Краткая справка

Конфликт по поводу территории Нагорного Карабаха является одним из нескольких конфликтов между меньшинством и большинством, которые произошли между федеральными единицами Советского Союза из-за разногласий по поводу суверенитета. В составе Советского Союза данный регион назывался Нагорно-Карабахская автономная область. Нагорный Карабах был населён местным армянским большинством, являясь при этом частью Азербайджанской ССР. С началом политической либерализации в конце 1980-х годов армяне в Нагорном Карабахе стали выступать за отделение от Азербайджана и присоединение к Армении. В 1991 году конфликт перерос в полноценную войну, а в 1994 году завершился фактическим выходом Нагорного Карабаха из состава Азербайджана. На сегодняшний день Нагорный Карабах является республикой, не признанной ни одним государством мира, в том числе Арменией. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе выступила с рядом предложений по урегулированию конфликта, однако до сих пор ни одно из них конфликтующие стороны не устроило. Главной отличительной чертой конфликта стало вынужденное перемещение населения. По оценкам, свыше 400 000 армян бежали из Азербайджана в Армению либо были перемещены в приграничные районы. Более 200 000 азербайджанцев прибыли в качестве беженцев из Армении в Азербайджан, причём на сегодняшний день в стране проживает более 600 000 внутренне перемещённых лиц.




/КОНЕЦ
Для свободного распространения
****************************************
За дополнительной информацией просьба обращаться в пресс-бюро Amnesty International в Лондоне. Тел. +44 20 7413 5599; Amnesty International, 1 Easton St., London WC1X 0DW, UK. http://www.amnesty.org


Tags: Азербайджан, конфликт, права человека
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments