Марк Григорян (markgrigorian) wrote,
Марк Григорян
markgrigorian

Category:

Странный концерт

Жизнь за границей, конечно, накладывает свой отпечаток. И дело не только в том, что к своей стране начинаешь относиться с каким-то особым трепетом (это, наверно, типично армянское), но и, живя в одной из столиц мира, принимаешь ее вкусы.

Особенно когда это касается классической музыки. В этой сфере с Лондоном сегодня вряд ли сравнится другой город. Лондон стал Меккой музыкантов, фестиваль BBC Proms признан самым большим в мире, лондонские концертные залы по своему престижу спорят с нью-йоркскими, парижскими и московскими…

Но в Лондоне сохраняются и традиции музыкального демократизма. Молодым неизвестным музыкантам дается возможность выступить в прекрасных залах, композиторы могут представить свои произведения… Собственно, этот демократизм, в известной мере, основан на деньгах – если у вас есть деньги и вы можете снять для своего удовольствия зал – пожалуйста…

Пару месяцев назад мы с сыном прочитали объявление о концерте молодого армянского композитора Карена Григоряна. Концерт в Royal Festival Hall назывался «Белые иллюзии». Название многообещающе современное, такой композитор нам неизвестен, но мы знаем, что в Ереване есть прекрасные и талантливые молодые музыканты… Словом, мы купили билеты, и первого сентября отправились на концерт.

Странности начались сразу. Как только оркестранты уселись, на сцену с микрофоном вышел… сам композитор. Вообще-то на концертах классической музыки композитору полагается сидеть в ложе и кланяться, когда его вызывают. Но здесь он вышел сам. И сказал, что еще год назад он мечтал, что его произведения когда-нибудь исполнит симфонический оркестр. И вот, мечта сбылась.

А еще он сказал, что этот концерт посвящается 20-летию независимости Армении.

И тут мы с сыном стали внимательно читать программу. Первая страница – приветствие от министра культуры Армении Асмик Погосян. В приветствии – ни слова о молодом композиторе, зато сказано о 20-летии и о том, что концерт представляет армянскую культуру.

И пока мы изучали программу (и считали орфографические ошибки), оркестр заиграл первую вещь. Она состояла из четырех частей. Первая была набором довольно стандартных музыкальных ходов, известных из армянского фольклора и советской армянской классической музыки. Вторая часть была такой скучной, что я о ней ничего и сказать не могу. Третья была в стиле оркестра Поля Мориа, а четвертая была похожа на мелодию из французского кинофильма 60-х годов.

Мы то и дело переглядывались. Музыка была, скажем прямо, не лучшего вкуса. Про такую музыку в Англии вежливо говорят «pushes the boundaries of taste». Если перевести, получится «расширяет границы вкуса». Правда, вежливое обозначение безвкусицы?

Ситуацию спас… Арам Хачатурян. В конце первого отделения оркестр сыграл его концерт для скрипки с оркестром. Очень сложное произведение, которое достойно сыграл скрипач Карен Шахгальдян.

В антракте мы стали лихорадочно листать программу, чтобы понять, кто такой этот Карен Григорян? У кого он учился? Что написал, чем известен?

В программе ничего не было о консерватории. О музыкальной школе – было. О консерватории – нет. Я так и не знаю, он профессионально учился музыке (не говоря уже о композиции), или нет. Но зато сказано, что он выпустил диск «Эмоции», который «имел большой успех в Армении». И что автор сотрудничал с «многими известными армянскими певцами и музыкантами».

Он известен как продюсер (перечисление альбомов, в том числе поп-певцов), ведет телепередачу «Армяне в Европе», он известный в стране человек, «постоянно находящийся в центре внимания СМИ», он один из активных лидеров гражданского общества и «всегда поддерживает разные гражданские инициативы». И кроме того, он директор студии дизайна.

Во втором отделении снова исполнялись произведения Карена Григоряна. Названия интриговали. «Молчание для фортепиано и виолончели». Нет-нет, инструменты не молчали, они все время издавали какие-то звуки. «Детские иллюзии», «мирные иллюзии»… Фурор произвела певица, исполнившая мирную иллюзию и произведение под названием KIX for piano, cello, guitar, flute and vocals. Не спрашивайте меня, что такое KIX.

С ярко-красными волосами, одетая, как Кармен из провинциального театра, поблескивая напульсниками «под металл», певица вышла на сцену, сразу оживив обстановку в Royal Festival Hall. Пела она в микрофон (это на концерте классической музыки), отчаянно зажимая горло (это такая манера пения «под классику» – ее обычно используют мужчины, подражая «оперным певцам»), приседая и размахивая левой рукой. Правая была занята – в ней был микрофон.

Ко второй песне («иллюзии») она переоделась. На этот раз на ней было черное платье с разрезом по самое не могу. Из разреза выглядывала нога. Приседания смотрелись забавно. Певица с надрывом что-то выкрикивала по-английски. Зал развлекался.

Спев, она крикнула Wow! Потом помахала рукой залу и ушла вместе с аккомпанировавшими ей пианистом, виолончелистом, гитаристом и флейтисткой. Кстати, пианист играл хорошо. Уход певицы расшевелил зал до такой степени, что когда из-за кулис вышли рабочие сцены, чтобы расставить стулья для оркестра, им зааплодировали.

И пока они занимались стульями, на сцену снова вышел… Карен Григорян. В духе заправского конферансье, он сказал: «Пока готовят сцену к следующему номеру…» и дальше стал говорить самый настоящий тост за спонсоров. Главным образом, по-армянски. Боже мой, как это было провинциально и неуместно в этом зале и на этой сцене.

Потом все тот же Арам Хачатурян «спасал» второе отделение концерта сюитой из балета «Спартак».

Кстати, если посчитать по времени, то музыку Хачатуряна играли дольше, чем Григоряна.

А теперь попробуйте с трех раз догадаться, был ли указан Хачатурян на программке концерта? Был – на предпоследней странице, внизу, мелким шрифтом. На обложке же крупным планом фото Карена Григоряна в черном пиджаке, с черной бабочкой, смотрящего прямо вам в глаза взглядом фокусника Акопяна, под ним, темнее и скромнее, фото дирижера Мариуса Стравинского. И никаких Арамов Хачатурянов.

Есть на обложке и фраза: «Посвящается 20-й годовщине РА». Видимо, имелась в виду Республика Армения, но места для буковок не хватило.

* * *

Странный получился концерт в честь 20-летия этой самой РА. Безвкусица и примитивщина, которую спасали советской музыкой… А я сидел и думал, что это, наверно, какая-то неизвестная мне РА, которая, конечно, имеет что-то общее с Арменией, но, поверьте, весьма отдаленное.

А ведь в Армении есть замечательные композиторы, прекрасные музыканты, чьи имена известны во свеем мире. И уж если министерство культуры и посольство Армении указаны в программке концерта, то хотелось бы, чтобы концерт был ну, хотя бы среднего уровня. Как понимаете, я не про музыку Хачатуряна говорю.

Ведь будь министерство культуры чуть более требовательным, то, наверно, можно было бы сделать действительно хорошую программу – с произведениями молодых талантливых композиторов в первому отделении, с музыкой Тертеряна, Мансуряна, Сарьяна, Мирзояна, того же Хачатуряна во втором… На самом деле, можно было бы подготовить большую программу – не на один, а на несколько концертов.

Когда несколько лет назад в том же Royal Festival Hall Сергей Хачатрян играл концерт Хачатуряна для скрипки с оркестром, зал слушал, затаив дыхание. Когда в Barbican Hall играл Дживан Гаспарян, слушатели внимали. Не слушали, а именно внимали, благоговея. Когда Йо-Йо Ма играл Комитаса в Royal Albert Hall, зал взрывался аплодисментами. А сейчас…

Кстати, сегодняшний (календарно уже вчерашний) концерт снимали на 3-4 камеры. Значит, вскоре армянские телезрители смогут насладиться музыкой Карена Григоряна по одному из телеканалов. Будет и интервью с самим автором («спасибо тем, благодаря кому моя мечта сбылась. Это…»), и, возможно, с кем-то из дипломатов («мы гордимся тем, что музыка армянских композиторов прозвучала в этом зале…»), и кем-то из зрителей («мне очень понравилась музыка Григоряна. У него очень большое будущее»). Возможно, даже выпустят DVD – «Концерт Григоряна в Royal Philharmonic Hall в Лондоне»).

И все будут довольны.

Только все ли?
Tags: музыка, наблюдения
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 74 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →