Очень интересный материал, видимо, вскоре он будет опубликован. Читая эту вещь, все время думал о том, как полезны были бы такие встречи в армяно-азербайджанском конфликте, прикидывал, готовы ли мы были к таким встречам во второй половине 90-х годов, пытался понять, готовы ли сейчас, могут ли подобные встречи каким-либо образом повлиять на ход и динамику переговоров, и так далее.
И вспомнился мне эпизод, рассказанный одним из друзей со слов его близкого родственника – посла Армении в одной из европейских стран. Я кое-что изменил, в частности, названия стран. Но, в целом, за правдивость истории, с учетом доли художественного вымысла, могу ручаться. Почти.
Думаю, история вполне может соперничать с этой – о Китае и деревне Забух, многократно пересказанной и уже вошедшей в фольклор.
Итак, за мной, читатель!
* * *
Начало 90-х годов. Советский Союз развалился совсем недавно, и европейские дипломаты только начинали привыкать к присутствию в их среде малопонятных (для них) людей, представляющих бывшие советские республики. Поскольку денег у новых независимых стран было мало, то и посольства располагались в съемных квартирах, где часто и жили дипломаты.
Время было смутное, армянским послам было нелегко – не только из-за хронической нехватки денег, которую армяне, в общем, переживали, так как диаспора, бывало, помогала дипломатам независимой исторической родины, а, главным образом, потому, что им приходилось то и дело объяснять европейским коллегам, что такое Армения, где она находится, какая это страна, и почему она воюет с Азербайджаном.
Помните, была знаменитая фраза, которую приписывали одному из членов горбачевского политбюро: «Почему бы вам, армянам и азербайджанцам, не объединиться, и не всыпать этим карабахцам, чтоб на всю жизнь запомнили. Вам же делить нечего, вы ведь мусульмане…» Европейское понимание проблем часто оказывалось примерно на таком же уровне.
Но вернемся в начало девяностых и в одну из европейских стран.
В канун 24 апреля в армянском посольстве раздается звонок:
– Здравствуйте, это из посольства Испании. Можно поговорить с армянским послом?
– Слушаю вас.
– По нашим сведениям, 24 апреля, в день памяти жертв, армяне обычно убивают и ритуально съедают азербайджанца. Мы, как представители европейской страны, протестуем и требуем, чтобы вы донесли до вашего правительства наш протест и потребовали принять меры к недопущению этого безобразия. На дворе конец ХХ века, и цивилизованная Европа не может смотреть, как в одной из стран, находящихся совсем недалеко…
Ну, думаю, вы представляете тираду разгневанного испанца.
– Коллега, – отвечает ему армянский посол, – вас, видимо, дезинформировали. Армяне – одна из древнейших наций на земле. Мы первыми приняли христианство как государственную религию – раньше Греции и Рима. В период раннего средневековья, когда на Пиренейском полуострове правили вандалы, вестготы, свевы и аланы, у нас была прекрасная архитектура, наши философы блистали на диспутах в Константинополе…
Словом, он прочитал послу Испании небольшую лекцию по сравнительной истории Армении и Испании III-VII веков после Рождества Христова. Посол извинился, и разговор на этом закончился.
Через некоторое (весьма непродолжительное) время – снова звонок. На этот раз звонил посол Португалии.
– Уважаемый господин посол. По нашим сведениям, каждый год 24 апреля в день памяти жертв, армяне обычно убивают и ритуально съедают азербайджанца…
– Коллега, – вежливо отвечает армянский дипломат, – вас, видимо, дезинформировали. Армяне – древняя нация, первой принявшая христианство как государственную религию. Мы…
Ну, вы примерно представляете содержание беседы, так что не буду повторяться. Но прошло некоторое время, и в посольстве снова раздался звонок. На этот раз из посольства, скажем, Ирландии.
– Уважаемый господин посол. По нашим сведениям…
– Да-да, – перебил ирландца армянский посол. Он был предельно вежлив, но мы с вами можем представить, чего стоила ему эта дипломатическая вежливость.
– По вашим сведениям, каждый год 24 апреля армяне ритуально съедают азербайджанца и вы решительно протестуете против этой бесчеловечной практики. Правильно?
– Э-э, в общем, конечно…
– А теперь смотрите, в какое глупое положение вы меня ставите. Если завтра никто из армян не убьет и не съест азербайджанца, то вы решите, что Армения приняла меры в ответ на беспокойство, выраженное европейскими державами, и напишете в свои министерства о том, что предотвратили по крайней мере один случай ритуального каннибализма армян. Если же вдруг так случится, что какой-нибудь сумасшедший армянин сбежит из психушки и укусит азербайджанца, то вы решите, что вот оно, произошло то, о чем вы предупреждали. Но как мне вам объяснить, что по крайней мере за последние 2-3 тысячелетия армяне никого ритуально не съедали?
– Простите, ваше превосходительство, – сказал посол, – поверьте, я и сам чувствую себя в неловком положении, но, сами понимаете, с одной стороны, ходят слухи, а с другой, я сегодня получил каблограмму из МИДа… Словом, извинения были принесены и инцидент, как говорится, исчерпал себя.
Но знаете, что интересно? В тот год так никого и не съели. Может, и вправду европейцы помогли?