Марк Григорян (markgrigorian) wrote,
Марк Григорян
markgrigorian

Category:

Сегодняшний текст из БибиСевы

К сорокалетию Стэнфордского эксперимента

* * *

Не знаю, доводилось ли вам общаться с каким-нибудь мелким начальником. Ну, скажем, маленьким чиновником в каком-нибудь ЖЭК-е, или как они сейчас называются, дирекции единого заказчика. Чиновником, от которого почти ничего не зависит, но который может максимально усложнить вашу жизнь.

Не знаю, усложняли ли они вашу жизнь, но со мной такое случалось. Помню, как меня охватывало чувство бессилия, беззащитности перед хамством, как накатывало ощущение собственной малозначимости и хотелось даже уйти, скрыться куда-нибудь, чтобы избавиться от мелочной чиновной придирчивости.

В таких случаях я думал: "И почему на такие небольшие должности попадают люди, жаждущие показать свою власть над вами? Неужели, нельзя отнестись с пониманием к человеку, пришедшему к вам за помощью?

Примерно такие же вопросы интересовали американского психолога Филиппа Зимбардо, когда он ровно 40 лет назад собрал нескольких американских студентов в одном из подвалов Стэнфордского университета в Калифорнии, чтобы провести небольшой психологический эксперимент, который сн стал одним из самых шокирующих экспериментов в истории.

Филипп Зимбардо организовал маленькую тюрьму. Добровольцев, изъявивших желание участвовать в эксперименте, разделили на две группы: надзирателей и заключенных. Надзирателям выдали униформу и зеркальные очки, а заключенных одели в некомфортные плохо подобранные миткалевые халаты без нижнего белья и резиновые шлепанцы.

На второй день эксперимента жестокость охранников дошла до такой степени, что заключенные взбунтовались и забаррикадировались в камерах.

Надзиратели пресекли акцию протеста и стали насаждать свою власть.

Узников унижали, раздевали догола, надевали им на головы мешки, их заставляли чистить туалеты голыми руками, лишали сна. А когда один из заключенных объявил голодовку в знак протеста против такого обращения, его поместили в карцер – маленькую и темную кладовку уборщика.

У некоторых заключенных произошли нервные срывы. У одного из них на нервной почве появилась сыпь по всему телу.

И ведь это была не настоящая тюрьма, а всего лишь имитация, если хотите, ролевая игра.

Эксперимент пришлось прервать через шесть дней. И случилось это благодаря Кристине Маслач, невесте автора и участника эксперимента Филиппа Зимбардо. Она заглянула посмотреть, как идут дела у жениха и увидела, с какой жестокостью обращаются надзиратели с заключенными. Ужаснувшись, Кристина потребовала все прекратить.

Некоторые участники этого эксперимента говорят, что у них до сих пор не прошел шок от пережитого. Ученые спорят о корректности и научности того, что произошло в подвале Стэнфордского университета, говорят, что социальная роль определяет поведение человека в большей степени, чем мы думаем, и что власть меняет, деформирует личность.

Но если, как говорят некоторые психологи, роль определяет поведение, то получается, что если вам доведется стать, например, армейским сержантом, то вы с большой долей вероятности будете гонять новобранцев по плацу и заставлять их копать от забора и до обеда? А если вы волею судьбы попадете в слесари, то вас ожидает цирроз печени от постоянного пьянства?

Не хочется в этот верить.

В конце концов, нам же приходилось встречаться с чиновниками, облегчавшими нашу жизнь, гаишниками, входившими в положение и даже отказывавшимися от взятки или непьющими слесарями.

Вот бы еще их было побольше! Так много, чтобы мы с уверенностью могли сказать, что Стэнфордский эксперимент провалился.
Tags: радио
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

Recent Posts from This Journal