Марк Григорян (markgrigorian) wrote,
Марк Григорян
markgrigorian

Афганские сокровища в Британском музее

Выставка, конечно, называется не так, а "Афганистан, перекресток античного мира".

И, конечно, не Афганистан, а Бактрия, занимавшая территорию современного северного Афганистана, части Таджикистана и Узбекистана, но это в контексте выставки не особенно актуально, так как предметы, экспонирующиеся в Британском музее, были найдены именно в Афганистане.

И потеряны там же.

Выставка имеет очень интересную историю. Когда советские войска вывели из Афганистана, несколько ученых, чувствуя, что коллекция Национального музея в Кабуле, где хранились эти шедевры, может быть разворована, решили спрятать самые ценные экспонаты.

Семь человек собрали артефакты и аккуратно сложили их в железные ящики. Чтобы исключить возможность воровства, каждый ящик закрыли на семь замков и взяли себе по одному ключу. И, помня, что самое надежное место это то, которое на виду, спрятали ящики в тайнике, который оборудовали… в президентском дворце.

Это все было в 1987 году. Вскоре пришли талибы, мародеры и фанатики разворовали и уничтожили большое количество экспонатов музея. Но среди них не было самых главных его сокровищ. О том, где они могут быть, ученый мир гадал не один год. Многие сходились во мнении, что их тайно вывезли в СССР и спрятали где-нибудь в Москве или Ленинграде.

Прошло 15 лет. Семеро афганских ученых решили, что пора снять обет молчания и достать ящики из тайника. И чтобы все это не выглядело так, будто они изготовили подделки и пытаются подсунуть их миру под видом оригиналов, на открытие ящиков пригласили известных ученых, работавших в Афганистане. В том числе, пригласили и знаменитого Виктора Сарианиди – 74-летнего археолога, сделавшего одну из самых сенсационных находок – раскопавшего семь царских захоронений таинственных кочевников-кушан в Тилля-тепе. В этих захоронениях было найдено около 20 тысяч золотых предметов, получивших название «Бактрийское золото». Кстати, благодаря этой находке, Сарианиди стали сравнивать с Шлиманом и Картером, нашедших Трою и гробницу Тутанхамона.

Сарианиди, которому сейчас 81 год, рассказал мне в декабре прошлого года, как он поехал в Кабул, как присутствовал при открытии этих ящиков и как, увидев «свое» золото, сразу узнал его. Кстати, один из ящиков пришлось вскрывать автогеном, так как кто-то из семерых заговорщиков потерял от него ключ.
 

(Фото отсюда. К сожалению,  фотографировать на выставке было запрещено, поэтому не могу представить своих фотографий)
 
И вот, выставка считавшихся потерянными, а потом счастливо нашедшихся предметов «гуляет» по миру и в декабре добралась до Лондона. А я, наконец, добрался до нее.

И если вы живете в Лондоне или недалеко от него и еще не были на этой выставке – вы просто обязаны ее посмотреть.

Это совершенно фантастическая выставка. Она как бы распадается на несколько непохожих друг на друга коллекций. Одна – предметы из города Ай-Ханум (он еще называется Александрия Оксианская – в честь Александра Македонского и реки Оксус – Амударья). Этот Ай-Ханум был эллинистическим городом. Там жили – и туда приезжали – купцы из Средиземноморья.

И не просто приезжали, а строили совершенно средиземноморские здания, пользовались предметами обихода, привезенными «с родины» или сделанными на месте, но очень похожими на те, которые бытовали в Древней Греции, Египте и Месопотамии.

И, Боже мой, какая это красота!

Стеклянные кубки, чаши и блюда – стеклянные! – потрясающих, поистине совершенных форм. Такой тонкой работы по стеклу я, наверно, не видел никогда. Посмотрите на эту фотографию. Рука какого замечательного художника расписывала этот кубок! Какой смелый, совершенно современный росчерк показывает складки на тунике. Кажется, что линии проведены фломастером.



(Фото отсюда)

А какие там замечательные сосуды в форме рыб, какие блюда…

И все это было сделано в первом веке нашей эры. Совершенный вкус мастеров и через две тысячи лет остается современным. Нежность и искусность работы абсолютно невероятны. Далеко не каждый нынешний мастер способен выполнить работу такого совершенства и такой красоты.

А посуда из глины или камней… Уверяю вас, любой из этих предметов, будь он сделан в наши дни, стал бы украшением любого дома, столько в них вкуса, изящества, изобретательности и мастерства.

Бронзовые изделия и фигурки, найденные в Баграме, были совершенно европейскими. То есть, глядя на них, представляешь, как люди, оказавшиеся примерно в годе пути от родины, украшали свои дома изделиями, привезенными из Греции или Египта. Или из Рима.

Да, это тот самый Баграм, где раньше была советская военно-воздушная база, а сейчас американская. Это тот самый Баграм, который когда-то назывался также Александрией Кавказской. Хотя, для эллинов было бы правильнее называть его Закавказским – ведь был он для них за Кавказом, по другую его сторону.

Но вернемся на выставку. Были там и костяные изделия из Индии. Тонкая, поистине филигранная работа, по-восточному выразительные фигуры, лица, сплетающиеся в сюжеты из священных книг…

Фото отсюда: http://www.sairamtour.com/news/gems/47_r.html
Но все же главный интерес вызывают золотые изделия. И совсем не потому, что они сделаны из драгоценного металла. Они сделаны так хорошо, с таким мастерством, что просто захватывает дух. Вот небольшая – в пять сантиметров – фигурка Афродиты. Богиня стоит, опершись локтем на стоечку, а пальцами другой, лежащей на бедре, руки слегка придерживая тяжелые складки туники, обнажающей грудь и живот – как у знаменитой Венеры Милосской.

Но она полновата, за спиной у нее крылышки, на руках браслеты, а лицо очень напоминает лица индийских красавиц. Эта фигурка сделана там, в Бактрии, на ней видно влияние и Древней Греции, и Индии.

Или еще одна пятисантиметровая золотая фигурка – муфлона. Глядя на ее фото никогда не поймешь, что она такая маленькая. Рога, морда, борода, шерсть – все так тщательно и так хорошо сделано, что так и хочется сказать слово «идеально».

А какие там золотые украшения, какие ожерелья и браслеты, какие золото-эмалевые бусинки и малюсенькие капельки, которые нашивали на платья… Уверяю вас, современная красавица, даже если она чрезвычайно придирчива и капризна, с удовольствием и гордостью носила бы подражание или копию любого из этих украшений.

Эти все артефакты нашел Виктор Сарианиди в захоронениях Тилля-тепе. Но главное сокровище, найденное им, это золотая корона.


(Фото отсюда)

На фотографиях она не выглядит так выразительно, как в музее. Там можно рассмотреть поближе, ее со всех сторон и в полной мере насладиться тонкой работой. Корона состоит из пяти деревьев. На этих деревьях «растут» листья и цветы. Когда-то цветы были украшены бирюзой, но она не дожила до наших дней. На четырех деревьях сидят жар-птицы, на пятом – центральном – их нет.

Деревья золотыми штырьками крепятся на диадеме, тоже украшенной цветами и кружочками. Диадема одевается на голову. И нашли ее в гробнице, где была похоронена молодая женщина – ученые считают, что ей было 20 лет.

Можете представить, как гордо ехала она на лошади, высоко держа изящную головку, украшенную этой сверкающей на солнце короной…

Сарианиди рассказывал, что когда, закончив работу по раскопкам захоронений, он собирался уже отправиться домой, то среди коробок и ящиков с найденными артефактами… не смог найти короны! Он испугался, что ее, прельстившись золотом, могли украсть рабочие. И тогда эта находка пропала бы, потому что жадные воры растопили бы ее на слитки и продали бы как лом!

Но корона нашлась. И вот она, в Британском музее.



Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments