Марк Григорян (markgrigorian) wrote,
Марк Григорян
markgrigorian

Category:

Chatham House

Был сегодня в Chatham House -- это один из самых авторитетных политических и политологических центров Британии и, видимо, Европы.

И был там по случаю выступления Раффи Ованесяна -- лидера оппозиционной армянской партии "Наследие". Кстати, единственной парламентской оппозиционной партии.

Раффи выказал себя блестящим оратором, человеком, прекрасно владеющим ситуацией, умеющим не просто высказывать свое мнение, но высказывать его убедительно и по-ораторски красиво. Его выступление было озаглавлено "Внутриполитические и региональные вызовы Армении".

Раффи выделил три основных вызова: демократия, суверенитет и определение национального интереса.

Армения, по его словам, была в начале девяностых ближе к демократии, чем сейчас. Ту ситуацию он охарактеризовал как "оазис демократии", когда власть сменилась в результате свободных выборов, и уходящий руководитель пожал руку сменяющему его избранному лидеру. Сейчас же, как считает Раффи Ованесян, ситуация изменилась. Армения живет в политической ситуации, когда выборы проходят "де-факто", а не "де-юре", и страна знает лишь вертикаль и не знает "горизонтальной" демократии.

Нужен политический диалог между властями и оппозицией.

Одной из главных проблем он назвал коррупцию, причем не простые взятки, а "пандемический" конфликт интересов, когда официальные посты используются для личного обогащения. И в этом смысле Армении нужна помощь, потому что сама страна из этой ситуации вряд ли сможет выбраться.

Суверенитет. Армения должна сама научиться уважать свой суверенитет. Армения и Россия должны найти такой модус взаимоотношений, по которому стратегическое партнерство с Россией должно быть горизонтальным, истинно партнерским. Оно должно заменить существующие взаимоотношения, которые тяготеют к вертикали.

В вызовы суверенитету входят также проблемы, связанные с энергетикой, дорогами, и так далее. "Никто не должен владеть "пакетом суверенитета" Армении, кроме ее народа".

Национальный интерес. Говоря об этом вызове, Раффи Ованесян провел анализ взаимоотношений Армении с соседями. И, конечно, особенно остановился на проблеме Карабаха и армяно-турецких отношений.

Тут он вспомнил, как когда в начале девяностых Армению принимали в СБСЕ (потом эта организация стала называться ОБСЕ), турецкий министр иностранных дел Четин выдвинул три условия, при выполнении которых Турция проголосует за вступление Армении в организацию. И это были как раз те самые три предусловия, которые Турция выдвинула позже, когда речь зашла об армяно-турецких протоколах.

Отвечая на вопрос (который он сам же и сформулировал), является ли разрешение карабахской проблемы условием для нормализации армяно-турецких отношений, Раффи Ованесян сказал, что он видит ситуацию как раз обратной: это нормализация отношений между Арменией и Турцией, между армянами и турками сможет способствовать решению карабахского вопроса.

И проблема того, что мы до сих пор имеем дело с решениями парламентов и правительств третьих стран относительно геноцида как раз в том,  что нет до сих пор прямых и серьезных армяно-турецких взаимоотношений. Договор между двумя странами мог был разрешить эту проблему. Все три президента Армении выступали за установление взаимоотношений с Турцией без предварительных условий. Турция же постоянно выдвагала какие-то условия. Это создает несимметричную ситуацию. И Армении надо дать понять турецкой стороне, что сделать ее симметричной можно, если, в свою очередь, положить на стол свои условия. И тогда стороны будут равны, потому что с обеих сторон будут условия. Но это непродуктивно. Условия в армяно-турецких отношениях непродуктивны.

Говоря об Азербайджане, он обратил внимание на то, что даже в 1919-1920 годах, когда взаимоотношения между двумя странами были очень напряженными и шли воекнные действия, в столицах все равно были дипломатические представительства. А это предоставляло возможность сторонам переговариваться напрямую. А сейчас прямого разговора нет. Но он был, когда президентом Азербайджана был Гейдар Алиев, который, по словам Раффи Ованесяна, находил способы для прямого диалога с карабахцами.

Невозможно сейчас вернуться к доконфликтному статус кво, на фоне признания Косово, Абхазии и других стран (так сказал Раффи Ованесян). "Представьте,  сопредседателями Минской группы являются три страны. И все они за время сопредседательства признали независимость других стран", -- сказал он.

Что касается внутренней политики, то на данный момент сложилась любопытная ситуация. Политическая эволюция в западном смысле слова, когда власть сменяется путем выборов, в Армении не сработала. Революция -- не желательна, хотя в стране есть много людей, требующих революции.

А что же делать? Видимо, считает он, нужно искать выхода из треугольника, сторонами которого являются три президента Армении -- нынешний и два предыдущих. Нужно, чтобы на политическую арену вышло новое поколение.

Я впервые слушал Раффи как лидера партии -- я, конечно, давно знаком с ним и мы много раз общались по разным поводам, но партию он возглавил уже после того, как я уехал из Армении. Должен сказать, что он впечатляет. Не со всеми его постулатами я согласен, но я и не шел в Chatham House, чтобы соглашаться с постулатами. Мне было интересно послушать политического деятеля. И здесь я вкратце пересказал то, что вынес из его сообщения. 

Tags: Армения, Кавказ, политика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 54 comments

Recent Posts from This Journal