Марк Григорян (markgrigorian) wrote,
Марк Григорян
markgrigorian

Category:

Христос воскрес!

В этом году у меня были целых три пасхи.

Обхясняется это просто: я ходил в три церкви -- армянскую, коптскую и пятидесятническую. 

           

Я Пасху люблю еще с детства. Для меня Пасха всегда была семейным праздником, с обязательными боями крашеными яйцами, с вкуснейшим свежайшим, только что появившемся тархуном... 

И, видимо, праздник отвечает мне взаимностью. Так, за последние несколько лет я дважды праздновал Воскрешение Христа в армянских церквях Стамбула, а сегодня у меня были целых три Пасхи! 

И я с удовольствием расскажу о том, как праздновал Пасху в армянской церкви, в коптской и у пятидесятников -- выходцев из Африки и островов Карибского бассейна. 

Армянская церковь

Начал я, естественно, с армянской. Почему «естественно»? По двум причинам. Во-первых, потому что там мне все знакомо, а начинать, наверно, следует с того, что знакомо, и потом постепенно двигаться к неизвестному. А во-вторых, потому что по армянской традиции пасха наступает раньше, чем, скажем, в православной церкви. То есть, моментом, когда сменяется день, считается не полночь, как в православии, а заход солнца, как и в еврейской традиции.

Так вот, первая армянская пасхальная служба начинается примерно к заходу солнца в субботу. После этого, отстояв службу, все отправляются по домам, чтобы разговеться.

Армянская церковь обычно празднует Пасху в тот же день, что и все остальные церкви. Пасха является переходящим праздником, то есть таким, который каждый год определяется по-новому. Но Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская православные церкви, а также на горе Афон расчет праздников проводят по юлианскому календарю, а все остальные, в том числе, и армянская, по григорианскому.

Но в этом году пасха совпала во всех церквях.

А в армянской она совпала с очень трагичным днем – 24 апреля отмечается день памяти жертв геноцида в Османской империи.

Таким образом, для армян Пасха в этом году одновременно стала и самым светлым праздником, и днем поминовения невинных жертв.

Но если вернуться в церковь, то атмосфера там была праздничная. Разодетые женщины перешептывались, рассказывая, сколько человек будет у кого в гостях, да кто готовил праздничный стол, мужчины в костюмах и при галстуках тоже соответствовали моменту.

Кстати, лондонскую армянскую церковь святого Саркиса построил в середине тридцатых годов прошлого века известный миллиардер, нефтяной магнат и благотворитель Галуст Гюльбенкян. Он, в частности, известен тем, что покупал у правительства большевиков – у Сталина – картины из собрания Эрмитажа. Кое-что из этой коллекции потом он подарил Национальной галерее в Лондоне, кое-что американским музеям, но, главным образом, эти картины выставлены в Португалии, где Гюльбенкян основал музей.

Ну, хватит мне говорить. Вот фотографии.





...И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.



Церковный хор. Не весь, конечно.



... Во имя отца и сына и святого духа, ныне и присно и во веки веков.





Причастие



Коптская церковь

Как полагают копты, христианство к ним принес первый патриарх — апостол Марк, автор одного из четырёх канонических Евангелий. И лондонский собор посвящен святому Марку. Он большой. Видимо, это бывшая католическая церковь, в 1976 году ставшая коптской. Во всяком случае, извне собор выглядит совершенно по-католически.

Копты – это египетские христиане. Всего их, по разным подсчетам, от 6 до 8 миллионов человек. Их большинство принадлежит к Коптской православной церкви. Это – одна из так называемых дохалкидонских церквей. То есть, одна из шести церквей, которые еще в середине пятого века откололись от основной ветви христианства, потому что у них были разногласия относительно природы Христа. Споры о том, соединяется ли в Христосе божественное и человеческое, или же в нем только божественное, были так важны в то время, что привели к первому церковному расколу. Армянская Апостольская Церковь также из числа этих церквей.

Когда я пришел в собор святого Марка в центре Лондона, чтобы договориться и получить разрешение на аудиозапись и фотосъемку, меня встретила женщина лет шестидесяти. Я рассказал ей о том, что хочу побывать у них на пасхальном богослужении. Она строго посмотрела на меня и спросила: а вы христианин? Вы сможете войти в храм?

– Я армянин, – сказал я.

– А-а, ну тогда все в порядке. Значит, вы православный. Я не стал вдаваться в теологические тонкости – а армянская апостольская церковь тоже является одной из дохалкидонских – и все было устроено.

То, что копты – представляют одну из самых древних ветвей христианства, я почувствовал буквально с самого начала богослужения.

Заунывное пение, напоминающее мне что-то восточное, что-то даже арабское, лица людей, как будто иссушенные жарким солнцем. Священнослужители одеты в белые рясы. Но на плечах епископа – малиновая, вышитая золотом накидка. Мужчины занимают левую сторону церкви, женщины – правую. На головах женщин – белые кружевные платки.

Когда наступил момент возгласить благую весть, то есть весть о том, что Христос воскрес, в церкви выключили свет. Светились только экраны, на которых – на черном фоне – были те слова, которые в данный момент произносили священник и дьякон. А слова эти были «Христос воскрес». По коптским традициям, эти слова пелись долго, каждый слов выпевался в несколько приемов, когда у священника не хватало дыхания, от должен был вдохнуть, чтобы продолжить.

А потом свет зажегся. Христос воскрес!

На иконе изображен момент воскрешения Христа. Видите,  он сбрасывает с себя погребальные полосы ткани.



У этого человека замечательная улыбка.  Я  бы хотел верить, что он епископ.  



Женщины с одной стороны церкви, мужчины -- с другой. Строго и благочинно.











Пятидесятники

И, наконец, я побывал в одной из пятидесятнических церквей в бедном районе Лондона.

Атмосфера там разительно отличалась от того, что я видел в армянской и коптской церквях.

Я был, наверно, единственным белокожим человеком в зале. Это была церковь христиан, выходцев из Африки или стран Карибского бассейна. Они пели гимны и восхваляли воскрешение Христа под аккомпанемент небольшой рок-группы.

Если коптская и армянская церкви являются очень древними, то пятидесятническая, напротив, относительно молодая. Это – одно из течений протестантизма. Очень важно: пятидесятничество не секта, а просто одно из течений. Я это так подчеркиваю, потому что мы часто употребляем слово «секта» и любим называть всех сектантами.

Пятидесятники особое значение придают Крещению Святым Духом. Это особое духовное переживание, в момент которого на верующего нисходит сила Святого Духа.

Они считают это переживание тождественным пережитому апостолами на пятидесятый день после воскресения Христа.

Они верят что Дух Святой также дает дары слова мудрости, слова знания, веры, исцеления, чудотворения, пророчества, различения духов, истолкования языков.

Что меня очень приятно удивило в этой церкви, была атмосфера абсолютной доброжелательности. Улыбки и радость царили в церкви. Все, кто там были, просто радовались тому, что Христос воскрес. Радовались, пели, танцевали..

Я ходил по церковному залу, фотографировал, делал аудиозапись и повсюду меня встречали чрезвычайно доброжелательные лица.

"Возрадуемся тому, что Христос воскрес!", -- возгласил священник.



В ходе богослужения паства пела, танцевала и веселилась. Такой день, светлый праздник Пасхи!







Под потолком висели флаги тех стран, выходцами откуда были прихожане. Флагов там было около двадцати.



Образцовая семья: папа, мама и дочери.



"У нас один из лучших хоров южного Лондона, -- гордо сказал пастор, -- поприветствуем наш хор!"



Это было очень эмоциональное и чрезвычайно позитивное богослужение.



Tags: Лондон, праздники, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments