Марк Григорян (markgrigorian) wrote,
Марк Григорян
markgrigorian

Category:

Ереван

Этим постом я начинаю серию записей, которые, если все будет хорошо, выльются в большое, может быть, книжного формата эссе о Ереване. 

Я примерно знаю, что мне надо сказать, но, как обычно бывает в начале пути, не знаю, удастся ли. Но я буду стараться. 


В поисках прошлого

… я все-таки увидел
Библейской скатертью богатый Арарат
И двести дней провел в стране субботней,
Которую Арменией зовут.

Осип Мандельштам


Я прошлое свое потерял
В ереванских ночах…

Рубен Ахвердян


Пришествие

Ной был потомком Адама в девятом колене.

А это значит, что когда Ной родился, земля была еще молодой. И человечество было таким молодым, что, собственно, истории еще не было. История не успела совершиться, если она, конечно, совершается. Она не успела сложиться, состояться, исполниться…

Словом, истории как таковой еще не было. И действительно, все достойные упоминания события от Адама до Ноя можно пересказать в одном-двух абзацах.

И было так: После того, как Бог создал людей, первым событием, достойным упоминания, оказалась история райского соблазнения. Змей, который был «хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог», пообещал Еве, что как только она съест яблоко познания, откроются ее глаза, и поймет она, что есть добро, и что – зло. Ева, как мы знаем, не выдержала, откусила, потом дала откусить мужу, и выяснилось, что они… наги то есть, извиняюсь, голые.

Потом их изгнали из рая. Прошло некоторое время и у них родилось двое сыновей. Дети выросли, Каин убил Авеля и был проклят, потом Адам познал Еву, и родила она ему третьего сына, Сифа. Сиф родил Еноса, Енос родил Каинана и спустя еще несколько поколений родился Ной.

Вот и вся история человечества к моменту, когда Бог увидел, как «всякая плоть извратила свой путь на земле» и, решив, что «велико развращение человеков на земле», раскаялся и восскорбел. И решил Бог истребить всех. Стереть с лица земли, чтобы и духу их не было. Надоели ему люди.

Но не все. Был среди людей один, по имени Ной, который, в отличие от всех остальных, был человеком праведным и непорочным. Поэтому решил Господь, что Ной и его семья должны уцелеть и повелел ему сделать ковчег. А поскольку в те годы все было легко, и Бог запросто общался с людьми, то даже рассказал Ною, какими должны быть размеры этого ковчега, из какого дерева его надо сделать и какого размера должно быть окно наверху.

И когда Ной закончил строительство и ввел в ковчег всякой твари по паре, начался потоп. Разверзлись хляби, полил дождь, начались бури. Реки вышли из берегов, уровень мирового океана повысился. Жившие в низинах стали бежать в горы, вода догоняла их, они тонули… и вот, земля скрылась. Осталась одна вода.

Семь месяцев носило ковчег по водам, пока не прибило к горам Араратским. Но и после этого Ной со своим семейством и с огромным количеством всякой живности должен был сидеть в ковчеге, пока вода не начала сходить.

Прошло еще около двух с половиной месяцев, пока Ной наконец рискнул открыть окно и выпустить ворона. Ворон улетал, возвращался, снова улетал… Спустя еще некоторое время он выпустил голубя, который, полетав некоторое время, вернулся, потому что «не нашел места для покоя для ног своих». Ной принял его обратно.

Через неделю Ной снова выпустил голубя. На этот раз тот вернулся, неся в клюве масличный, то есть оливковый лист. Это был знак того, что вода отступила. Но осторожный Ной ждал еще неделю, прежде чем снова выпустить голубя. На этот раз он улетел и не вернулся.

И тогда Ной рискнул выглянуть из ковчега и увидел, что «вот, обсохла поверхность земли».

Тут я отступлю от Библии, потому что есть армянский апокриф, по которому то ли в этот момент, то ли спустя несколько дней, когда огромный караван, состоявший из семейства Ноя, сопровождаемого разнообразными животными, шел по Араратской долине, Ной, увидев место, пригодное для жилья, на чистейшем армянском языке воскликнул: «Еревац!», что в переводе с армянского значит «виднеется». Или, точнее, «завиднелось».

И на этом самом месте, если следовать апокрифу, впоследствии и вырос город Ереван.

* * *

Конечно, многие мои читатели прекрасно знают эту библейскую историю. Знают и апокриф. Но я пересказал главы 6-9 книги Бытия для того, чтобы обратить внимание на некоторые детали. И немного порассуждать, то есть заняться неблагодарным и, наверно, не совсем правильным делом – интерпретировать эти детали.

Итак, ко времени, когда Ной спустился в Араратскую долину, мир был молод. Бог создал его совсем недавно. И человечество было молодым – всего десять поколений, считая Адама и Еву. По нынешним меркам это было бы всего 250-300 лет. По тогдашним, конечно, значительно больше, потому что в библейские времена жили дольше и детей рожали, начиная со ста-ста пятидесяти лет.

И Бог сказал Ною с сыновьями: «Плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней». И это было все, что от них требовалось.

У человечества почти не было прошлого. Было настоящее и будущее. Все еще было впереди. И вавилонское столпотворение, и жертвоприношение Авраама, и скитания по пустыне, и рождение Иисуса Христа, и открытие Америки, и многое, многое другое. И если не было прошлого, то не было и истории, которая по идее должна описывать это самое прошлое. Действительно, какая может быть история, когда всего-то людей на земле и было, что Ной с женой, его сыновья с женами, может, еще несколько внуков… И все. Ведь потоп истребил всех людей на земле, кроме них. А это значит, что Ною и его семье нужно было начинать заново всю историю человечества.

Никогда ни до, ни после потопа человечество не истреблялось так радикально. Но, наверно, Ной и его сыновья об этом не думали, потому что им нужно было заботиться о хлебе насущном, плодиться и размножаться… то есть жить настоящим и думать о будущем.

Это и было Бытие, то есть жизнь, протекающая «здесь и сейчас».

И еще об одном: в конце, но не в последнюю очередь. Все, что происходило с Ноем после потопа, было, если верить легендам, где-то на территории современной Армении, недалеко от Еревана. Помнится, есть там виноградник, про который до недавнего времени говорили, что он основан самим Ноем.

Продолжение -- завтра. Мой следующий рассказ о другом пришествии.

Иллюстрация: "Гора Арарат" из газеты "The Illustrated London News" за 30 августа 1856 года. 

Tags: Ереван, эссе
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 51 comments