Марк Григорян (markgrigorian) wrote,
Марк Григорян
markgrigorian

Текст из БибиСевы

Это текст рубрики "Осторожно, люди!" за 15 декабря. Я его не выложил в тот день, за что прошу прощения. 

Услышать его можно здесь

Страница "БибиСевы" на сайте Русской службы -- здесь


Какие  символы оставим мы в память человечеству?

Помните знаменитый советский Луноход? Восьмиколесная неуклюжая на вид машина с откидывающейся крышкой, под которой прятались солнечные батареи, была одним из символов человеческого гения, придумавшего, как ездить по поверхности Луны. Для советской пропаганды Луноход был еще и символом достижений социалистический науки, опередившей буржуазных ученых, которые, как и весь Запад, только и делают, что гонятся за чистоганом.

В семидесятых годах Луноходы были, буквально везде. Были детские игрушки-луноходы, в газетах то и дело печатали фотографии Лунохода, была эта машина на марках, причем не только советских.

Шестидесятые и семидесятые годы дали миру несколько таких символов. Все они связаны с небом и космосом. Люди моего поколения прекрасно помнят фотографию лунной поверхности, отражающуюся в шлеме американского астронавта, помнят знаменитый Союз-Аполлон, сверхзвуковые пассажирские самолеты…

В те годы человечество стремилось в небо. Шестидесятые были годами романтики технических достижений. И если попытаться вспомнить символы того времени, то это будут произведения научного и инженерного гения, позволявшие человечеству осваивать новые вершины – небо и космос, стремиться к Луне и планетам Солнечной системы. А может, и замахнуться на полет к другим звездам. Надо только правильно сформулировать задачу.

И хотелось думать, что, несмотря на холодную войну, гонку ядерных вооружений, Карибский кризис, человечество едино, люди все вместе стремятся вверх и, по большому счету, хотят одного и того же – быть разумными царями природы, покорять новые вершины и видеть новые дали.

В те годы в споре физиков и лириков с большим отрывом лидировали первые.

Помните, у Бориса Слуцкого:

Что-то физики в почете.
Что-то лирики в загоне.
Дело не в сухом расчете,
дело в мировом законе.

Значит, что-то не раскрыли
мы, что следовало нам бы!
Значит, слабенькие крылья -
наши сладенькие ямбы,
и в пегасовом полете
не взлетают наши кони...
То-то физики в почете,
то-то лирики в загоне.

Одним из символов шестидесятых, безусловно, являются самолеты с вертикальным взлетом. Как только уровень и качество двигателей возросли до того, что вертикальный взлет, соединяющий свойства самолетов и вертолетов стал возможен, передовые страны стали разрабатывать такие самолеты.

И разрабатывались они в военных целях. Ведь для них не нужны аэродромы с длинными взлетно-посадочными полосами, они могут взлетать с кораблей, а садиться, вообще, где угодно. В 1967 году началось серийное производство английских «Харриеров». Они оказались так хороши, что летают до сих пор. Собственно, летали. Сегодня состоялся последний «рабочий» полет этих самолетов.

После этого «Харриеры» с вертикальным взлетом (их полное название звучит как Hawker Siddeley Harrier) перейдут в разряд музейных экспонатов. И там, в большом музее нашего воображения, они воссоединятся с Луноходом, самолетами ТУ-104, ТУ-144 и «Конкорд», орбитальным проектом «Союз-Аполлон»…

Я пока не стану включать в этот музей космический зонд «Вояджер», который летит в космосе уже тридцать четыре года, и добрался до границы Солнечной системы. Но он, безусловно, из той же когорты. 

Пишу я это, и не могу избавиться от мысли: а что оставит в качестве символов общечеловеческих стремлений и мечтаний наше время, то есть начало двадцать первого века?

Что будут помещать на марках и открытках наши потомки в память о поколении нулевых?
Tags: радио
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments