Марк Григорян (markgrigorian) wrote,
Марк Григорян
markgrigorian

Доклад Human Rights Watch

Human Rights Watch опубликовала сегодня доклад: 

"Антигрузинская кампания Целенаправленные задержания и высылка грузин российскими властями"

Доклад на 78 страницах включает в себя анализ российско-грузинских отношений, расизма и ксенофобии в России, миграции и миграционной политики, а также собственно антигрузинской кампании.  

Вот первые несколько абзацев из "краткого содержания"

В октябре-ноябре 2006 г. в России были задержаны тысячи выходцев из Грузии и были выдворены более 2300 человек, многие из которых легально проживали в стране. Значительной части задержанных российские власти отказывали в основных правах, включая право на адвоката и возможность обжаловать решение о высылке. В большинстве случаев судебное слушание продолжалось всего несколько минут. Некоторые задержанные содержались в вопиюще неудовлетворительных условиях, в ряде случаев подвергались угрозам и иному недозволенному обращению. Зафиксировано два случая смерти задержанных выходцев из Грузии.

По версии российских властей, высылка осуществлялась в рамках усиления борьбы с нелегальной миграцией и организованной преступностью и не была направлена исключительно против выходцев из Грузии. Однако, как показано в настоящем докладе, мишенью официальных заявлений и действий должностных лиц были именно грузины. 

Антигрузинская кампания проходила на фоне нарастания расизма и ксенофобии в России. В последние годы, в особенности в крупных городах, обыденным явлением стали насильственные нападения и убийства на расовой почве, нередко совершаемые ультра-националистами или неонацистами. Обвинительные приговоры по делам о преступлениях на почве ненависти эпизодически имеют место, однако российским правительством практически ничего не предпринимается для эффективного противодействия этим опасным тенденциям. В некоторых случаях высокопоставленные чиновники только усугубляют ситуацию своими заявлениями и политикой. Российскими экспертами зафиксировано увеличение частоты ксенофобских и националистических высказываний в политических кругах и в СМИ. Хотя антигрузинская кампания и не привела к заметной эскалации этнически окрашенного насилия в отношении выходцев из Грузии или других меньшинств, проявленная российским правительством готовность действовать по этническому признаку создает опасный прецедент и свидетельствует о об отсутствии у властей неприятия дискриминации в словах и действиях. 

Особую тревогу вызывает также готовность российского правительства прибегать к мерам в отношении представителей определенной этнической группы в контексте дипломатического конфликта, поскольку в России живут миллионы иностранцев, которым могут угрожать аналогичные репрессалии в случае политических разногласий между Москвой и страной их происхождения. После нескольких месяцев нарастания политической напряженности в отношениях между Москвой и Тбилиси грузинские власти 27 сентября 2006 г. арестовали четверых российских офицеров, обвинив их в шпионаже. На следующий день Россия отозвала своего посла, эвакуировала посольство и приостановила выдачу гражданам Грузии любых виз. Под давлением международного сообщества, пытавшегося сбить накал противостояния, Грузия 2 октября передала четверых арестованных российских военных представителям ОБСЕ. Несмотря на это, Россия фактически ввела в отношении Грузии экономические санкции: от прекращения всякого воздушного, наземного и морского сообщения до массовых гонений на выходцев из Грузии и давления на прямо или косвенно связанные с «грузинской темой» предпринимательские структуры и организации в Москве и некоторых других российских регионах. Сразу после эскалации в конце сентября политической напряженности в двусторонних отношениях российские официальные лица стали выступать с заявлениями, в которых грузины едва ли не поголовно назывались нелегальными мигрантами и представлялись преступниками. Чиновникам, выступавшим за принятие мер к выходцам из Грузии, активно вторили российские телеканалы, крупнейшие из которых принадлежат близким к Кремлю людям или контролируются ими; помимо соответствующих акцентов в новостных и других программах в эфире нередко звучали и резкие антигрузинские заявления высокопоставленных государственных служащих. 

Полностью "Краткое содержание" под катом. 

А сам доклад -- здесь

Антигрузинская кампания
Целенаправленные задержания и высылка грузин российскими
властями
 
Краткое содержание
 
В октябре-ноябре 2006 г. в России были задержаны тысячи выходцев из Грузии и были выдворены более 2300 человек, многие из которых легально проживали в стране. Значительной части задержанных российские власти отказывали в основных правах, включая право на адвоката и возможность обжаловать решение о высылке. В большинстве случаев судебное слушание продолжалось всего несколько минут. Некоторые задержанные содержались в вопиюще неудовлетворительных условиях, в ряде случаев подвергались угрозам и иному недозволенному обращению. Зафиксировано два случая смерти задержанных выходцев из Грузии.
 
По версии российских властей, высылка осуществлялась в рамках усиления борьбы с нелегальной миграцией и организованной преступностью и не была направлена исключительно против выходцев из Грузии. Однако, как показано в настоящем докладе, мишенью официальных заявлений и действий должностных лиц были именно грузины.
 
Антигрузинская кампания проходила на фоне нарастания расизма и ксенофобии в России. В последние годы, в особенности в крупных городах, обыденным явлением стали насильственные нападения и убийства на расовой почве, нередко совершаемые ультра-националистами или неонацистами. Обвинительные приговоры по делам о преступлениях на почве ненависти эпизодически имеют место, однако российским правительством практически ничего не предпринимается для эффективного противодействия этим опасным тенденциям. В некоторых случаях высокопоставленные чиновники только усугубляют ситуацию своими заявлениями и политикой. Российскими экспертами зафиксировано увеличение частоты ксенофобских и националистических высказываний в политических кругах и в СМИ. Хотя антигрузинская кампания и не привела к заметной эскалации этнически окрашенного насилия в отношении выходцев из Грузии или других меньшинств, проявленная российским правительством готовность действовать по этническому признаку создает опасный прецедент и свидетельствует о об отсутствии у властей неприятия дискриминации в словах и действиях.
 
Особую тревогу вызывает также готовность российского правительства прибегать к мерам в отношении представителей определенной этнической группы в контексте дипломатического конфликта, поскольку в России живут миллионы иностранцев, которым могут угрожать аналогичные репрессалии в случае политических разногласий между Москвой и страной их происхождения. После нескольких месяцев нарастания политической напряженности в отношениях между Москвой и Тбилиси грузинские власти 27 сентября 2006 г. арестовали четверых российских офицеров, обвинив их в шпионаже. На следующий день Россия отозвала своего посла, эвакуировала посольство и приостановила выдачу гражданам Грузии любых виз. Под давлением международного сообщества, пытавшегося сбить накал противостояния, Грузия 2 октября передала четверых арестованных российских военных представителям ОБСЕ. Несмотря на это, Россия фактически ввела в отношении Грузии экономические санкции: от прекращения всякого воздушного, наземного и морского сообщения до массовых гонений на выходцев из Грузии и давления на прямо или косвенно связанные с «грузинской темой» предпринимательские структуры и организации в Москве и некоторых других российских регионах. Сразу после эскалации в конце сентября политической напряженности в двусторонних отношениях российские официальные лица стали выступать с заявлениями, в которых грузины едва ли не поголовно назывались нелегальными мигрантами и представлялись преступниками. Чиновникам, выступавшим за принятие мер к выходцам из Грузии, активно вторили российские телеканалы, крупнейшие из которых принадлежат близким к Кремлю людям или контролируются ими; помимо соответствующих акцентов в новостных и других программах в эфире нередко звучали и резкие антигрузинские заявления высокопоставленных государственных служащих.
 
Одновременно московская милиция начала повальные проверки соблюдения выходцами из Грузии «паспортного режима». Для более эффективного выявления соответствующих лиц отрабатывались места их возможного скопления, такие как грузинское посольство или грузинская православная церковь в Москве. В нескольких московских районах милиция запрашивала в школах списки всех учеников из числа выходцев из Грузии и их родителей.
 
Антигрузинская кампания охватила и другие регионы России, где произвольно или незаконно задерживались тысячи человек. 6 октября МВД приступило к выдворению многих из задержанных в Грузию. Первые примерно 150 человек были отправлены в Тбилиси грузовым самолетом. За два месяца было выслано около 2380 выходцев из Грузии, еще по меньшей мере 2000 человек самостоятельно выехали из России, получив судебное предписание. Неустановленное число других последовали за ними, не желая жить отдельно от высланных членов семьи, лишившись возможности найти работу или чувствуя себя нежелательными чужаками.
 
Хьюман Райтс Вотч не оспаривает право государства высылать или депортировать лиц, не получивших разрешения на въезд или пребывание в стране, если только они не нуждаются в международной защите, как в случае с предоставлением убежища, или если их выдворение осуществляется с соблюдением закона, с учетом их безопасности и с уважением их достоинства. Некоторые задержанные и впоследствии высланные выходцы из Грузии действительно не имели документов, либо проживали или работали с нарушениями установленного порядка. Однако среди них были и те, которые утверждали, что находились в России с соблюдением всех требований действующего законодательства, в том числе имевшие российское гражданство или вид на жительство, граждане Грузии с действительной визой, регистрацией и разрешением на работу (некоторые, по их словам, ожидали продления паспорта или визы) или студенты российских вузов.
 
Более того, в зафиксированных в настоящем докладе случаях задержанным систематически отказывали в основных правах: их дела не рассматривались или только формально разбирались в суде, у них не было доступа к адвокату и возможности обжаловать содержание под стражей или решение о высылке, они содержались в условиях, которые в ряде случаев могли быть квалифицированы как бесчеловечное обращение. Многих задержанных принуждали, в том числе угрозами, «сознаваться» в том, что они находятся в России незаконно, «добровольно» соглашаться на возвращение в Грузию и отказываться от права на обжалование высылки. Многие высланные были выходцами из Абхазии, большинство которых бежали от войны 15 или более лет назад и на тот момент утратили все семейные, экономические и любые другие связи собственно с Грузией.
 
Кризис в российско-грузинских отношениях совпал с неоднозначными нововведениями в российском регулировании трудовой миграции. В последние годы Москва пытается сформировать последовательную миграционную политику, пытаясь обеспечить баланс между необходимостью привлечения иностранной рабочей силы в условиях быстрого экономического роста на фоне сложной демографической ситуации и учета националистических настроений и негативного отношения к меньшинствам в обществе. За несколько месяцев до возникновения кризисной ситуации с Грузией было принято законодательство, упрощающее порядок регистрации и другие нормы, регулирующие миграцию, в том числе трудовую. Однако события осени 2006 г., как представляется, подтолкнули российское правительство не только к активизации борьбы с нелегальной миграцией, но и к введению жестких ограничений на работу мигрантов на рынках. Правительством был также провозглашен курс на привлечение в страну соотечественников из «ближнего зарубежья».
 
Число мигрантов в России оценивается в пределах 13-20 млн. человек. По мнению официальных лиц, примерно 50% находятся на территории страны незаконно, то есть въехали без соответствующих документов или должным образом не оформили свое пребывание. Большинство мигрантов прибывают из государств бывшего СССР, в том числе из Грузии – до 1 млн. человек. Как правило, у них нет разрешения на работу, что отчасти связано со сложностью его оформления.
 
Россия является членом Совета Европы и участником ключевых региональных и международных договоров о правах человека, включая Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, гарантирующих основные права всем лицам, в том числе незаконным мигрантам. Среди прочего Россия обязана обеспечивать процессуальные гарантии любым высылаемым иностранцам и лицам без гражданства и не вправе прибегать к коллективной высылке. Российские власти также обязаны не допускать никаких проявлений расовой дискриминации, обеспечивать право на справедливый суд и основные права лиц, лишенных свободы, включая право на адвоката, право на уведомление третьих лиц о задержании по усмотрению задержанного, а также право задержанного на медицинское освидетельствование врачом по выбору. Россия должна предупреждать любые виды пыток и жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения, что включает обеспечение гуманных и достойных человека условий содержания под стражей.
 
Хьюман Райтс Вотч призывает российские власти на самом высоком уровне публично осудить как расизм и ксенофобию, так и любые расистские заявления или действия официальных лиц или частных субъектов. В рамках своих обязательств по Европейской конвенции о правах человека Россия должна немедленно начать расследование всех заявлений о недозволенном обращении должностных лиц с выходцами из Грузии, о случаях их незаконного ареста и содержания под стражей, а также по факту смерти двух задержанных. Необходимо принять срочные меры по улучшению условий содержания под стражей в приемниках-распределителях, с тем чтобы обеспечить их соответствие международным стандартам обращения с лицами, лишенными свободы.
 
Tags: Грузия, Россия, политика, права человека
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments