Как экранное переплетается с реальным
Есть в романе Рэя Бредбери «451 градус по Фаренгейту» образ «говорящей гостиной». Это комната, где находится такой футуристический телевизор, занимающий все четыре стены. Достаточно войти в эту комнату, как попадаете в некую иллюзию мира, иллюзию жизни, в которой с огромных экранов с вами разговаривают какие-то люди, которых воспринимают, как членов семьи – дядюшку, тетушку...
Жизнь, разворачивающаяся на стенах «говорящей гостиной», – постепенно становится такой же реальной, как настоящая жизнь. А в чем-то, может быть, и реальнее. Там, на экранах, бушуют страсти, любовь и измена соседствуют с дружбой и предательством, врачи спасают жизнь смертельно больных, а родственники, разлученные в детстве, снова встречаются в зрелом возрасте.
Бредбери написал свой роман в 1953 году, когда США испытывали настоящий телевизионный бум. Если верить статистике, то за шесть лет – с 1947 по 1953 годы, количество телевизоров в США увеличилось со 180 тыс. до 28 миллионов.
Примерно в то же время в Америке появилась первая телевизионна мыльная опера. Она называлась A Woman to Remember – «Женщина, достойная, чтобы ее вспоминать».
Но Бредбери как настоящий писатель-фантаст смотрел в будущее. И угадал. Жизнь среднестатистической современной семьи сегодня определяется тем, кто из членов семьи какие сериалы смотрит. И не дай Боже, если они совпадают во времени – приходится покупать второй телевизор.
В Советском Союзе не знали этого жанра. Ну, может, единственным сериалом была двадцатишестисерийная «Сага о Форсайтах», которую показывали во второй половине шестидесятых годов. Но достаточно было ослабеть коммунистической власти, как на экранах появились и «Санта-Барбара», и «Рабыня Изаура», и даже «Просто Мария».
Страна, забыв о множестве проблем, сопровождавших развал СССР, приникла к телеэкранам. Когда в начале девяностых в Ереване начались отключения электроэнергии и из-за этого многие не могли смотреть телевизор, у центрального рынка появились люди, которые за небольшую плату рассказывали содержание предыдущей серии знаменитого в то время «Богатые тоже плачут».
Желтые газеты в Британии тоже иногда обсуждают события, происходящие на экранах, так, будто это реальные истории настоящих людей, а не события, выдуманные драматургами и разыгранные актерами. Так телевизионная жизнь становится такой же реальной, как настоящая. Или почти такой же.
А сегодняшние лондонские газеты вышли с анонсом очередной – семь тысяч четыреста восемьдесят седьмой – серии самого старого британского сериала, который называется Coronation Street. И хоть число это само по себе не круглое, важна дата: первый показ Coronation Street состоялся ровно пятьдесят лет назад.
За полвека, конечно, изменилось многое. Но популярность сериала все равно на высоте. Список премий и призов, которые Coronation Street получил за все эти годы, занимает больше одной страницы убористого компьютерного шрифта.
Двадцать четыре миллиона телезрителей смотрели в 1981 году один из эпизодов, когда показывали свадьбу двух героев сериала, которых звали Кен и Дейдре. Через два дня после этого свадьбу принца Чарльз и леди Дианы Спенсер смотрело меньше человек.
Потому ли, что телеэкранная жизнь оказалась важнее реальной? А, может, потому, что герои Coronation Street – простые люди? Например, как мы с вами. Или наши соседи.
Но реальность продолжает переплетаться с тележизнью. Сегодняшнюю серию Coronation Street авторы решили не снимать заранее, а показать в прямом эфире. Об этом стало широко известно, и, как пишут газеты, полиция опасается, что этим показом может воспользоваться Аль Каида. И чтобы этого не случилось, все участники съемок, в том числе, и актеры, пройдут через металлоискатели, а студийные помещения будут проверены специальными полицейскими командами.
И ожидается, что сегодняшнюю серию посмотрит рекордное количество телезрителей. Называют разные цифры – от 15 до 25 миллионов. Но меня среди них не будет. Не любитель я сериалов…
Но 7 тысяч серий... О_о
Что еще консервативного?
И еще я что-то недавно читал, что Палату Лордов вообще хотят упразднить, это слухи или почва действительно имеется?
Думаю, тут дело, больше, в стереотипе относительно Британии и ее консерватизма. На самом деле, это очень динамичная страна.