Это очередной текст из радиопрограммы "БибиСева".
* * *
Помните, был такой фильм – «Фантомас»? Гениальный и насмешливый преступник, чье лицо и голову скрывала синяя маска, находчиво и с чувством юмора обманывал комиссара полиции Жюва и журналиста Фандора.
В конце шестидесятых годов прошлого века этот фильм в СССР видели, кажется, все. Ну, или почти все, за исключением, наверно, только грудных детей и лежачих больных. И так как в советском кино тогда просто не было, не существовало криминальных боевиков, многие, особенно подростки, восприняли фильм совершенно серьезно.
«Страшное» слово «Фантомас» писали на заборах и в подъездах, в разных квартирах раздавались телефонные звонки и детские голоса серьезно произносили стишок: «Мне нужен труп, я выбрал вас, До скорой встречи, Фантомас», после чего слышался такой «жуткий» смех Ха-ха-ха-ха, и трубку бросали, корчась уже от настоящего хохота.
Даже фильм сняли, назывался «Анискин и Фантомас». Это был такой детектив, в котором злоумышленники, натянув на голову чулки, ограбили то ли сельмаг, то ли просто кассира.
Были случаи, когда маленькие дети, дошкольники, посмотрев фильм, начинали бояться темноты, не хотели оставаться в одиночестве в пустой комнате, потому что им было страшно, что за ними может прийти Фантомас. Как видите, этот киногерой успешно заменил даже Бабу Ягу или Бабайку из детских страшилок.
Я вспомнил об этом, когда услышал по радио о том, что норвежский психолог Магне Раундален предположил, что маленькие дети, рассматривая первые страницы газет, могут увидеть такое, что психологически им навредит. А если опубликовать на первой странице фотографию, на которой показан умерший ребенок, то это вообще может нарушать одну из статей конвенции ООН по правам ребенка.
А все это потому, продолжает Раундален, что нельзя, чтобы дети жили в страхе, так как от страха образуется гормон под названием кортизон, который, когда его много, может навредить той части мозга, которая отвечает за память. И дети, таким образом, могут потерять до десяти процентов IQ.
Ему возражал английский профессор Франк Фуреди. Он говорил, что в самих фотографиях нет ничего страшного. И что умные и хорошие родители, наоборот, используют их, чтобы поговорить с детьми, обсудить с ними «трудные» темы. И вообще, детей нельзя оберегать от всего на свете, потому что тогда они вырастут дезориентированными и попросту неготовыми к трудностям жизни.
Конечно, тут есть дилемма. Ведь хочется же, чтобы дети росли в веселом и красивом мире и могли как можно дольше просто радоваться жизни, не думая о проблемах. Но не пытаемся ли мы, взрослые, таким образом, сами спрятаться от проблем, не видеть, не замечать их, дескать: «они наносят вред детской психике». Может, и действительно наносят, но речь не об этом.
А о том, что иногда мы оказываемся в странном мире, в котором, кажется, что если неблаговидные поступки совершать тайно, то, в общем, как бы и ничего. А вот когда эти поступки выводят на свет, то и становится стыдно. И тогда начинают винить журналистов, которые, собственно, и показывают всему миру разные вещи, которые многим хотелось бы скрыть. Получается, что во всем виноваты не те, кто делает, а те, кто об этом говорит.
Но и это явление не ново. Ведь еще в древности убивали гонцов, приносивших дурные вести.
Но и Фантомаса ведь придумали не в шестидесятых годах. Французские писатели Марсель Аллен и Пьер Сувестр создали его в 1911 году. Девяносто девять лет назад…
Вывод – надо стараться организовывать досуг ребенка с учетом его возраста и восприимчивости.
Вообще-то Андре Юнебелль снимал комедию-пародию на фильмы страшилки.
Только в Триэсерии этот фильм могли воспринимать как ужастик.
От отсутствия настоящего продукта.
Это примерно так же, как изучать космическую фантастику по "Spaceball" Мэла Брукса. ))
А про детские страхи есть прекрасный рассказ Шекли: Призрак-5