Был сегодня в Tate Modern на совершенно потрясающей выставке Гогена.
Я, видимо, никогда не перестану удивляться тому, с каким тщанием, какой любовью и старанием организуются и проводятся здесь выставки. Каждый зал посвящен какой-то одной теме, причем все залы связаны общей концепцией выставки. Простой хронологии недостаточно: картины группируются самым разным образом, их сопровождают тексты, фотографии, бывает, фрагменты кинокартин, бывает, целые компьютерные композиции.
На этой выставке меня потрясла чувственность картин Гогена. В глазах этих, в общем-то, некрасивых таитянок, в их позах, в повороте головы, в названиях картин -- огромная, могучая и светлая чувственность, дающая заряд энергии и бодрости. Это чистая чувственность, не "цивилизованная", то есть не испорченная наслоениями социальных запретов и ограничений.
"Таитянские" картины Гогена знакомы многим. Кажется, достаточно закрыть глаза, чтобы увидеть "Слова дьявола", "Купальщиц", "Куда ты уходишь", или "Что? Ты ревнуешь?" Увидеть низкорослых смуглых и коренастых женщин с крепкими торчащими грудями и мускулистыми животами на фоне полуфантастических полуреальных пейзажей, в которых мысли и желания героинь картин Гогена смешиваются с идеями автора...
Гоген изображает обнаженное тело не как объект. Женское тело на его картинах предстает как образ. Гоген не наслаждается красотой тела, не ищет идеальных пропорций. Он мифологизирует женщину. Его таитянки -- при всей их чувственности -- окружены тайной, состоящей из единения духовного и телесного начал.
А еще, почти на всех его картинах, "живут" собаки как символ мужского начала и некий мужчина на коне. Я не сомневаюсь, что за этим мужчиной стоит совершенно конкретный образ, известный специалистам-искусствоведам.
Может, я впал в патетику и поэтику, описывая мои впечатления от этой выставки. Уж слишком сильным оказалось впечатление.
А насчет всадника -- спасибо, причем на этот раз преогромное. Тут мне просто нечего добавить.
а у нас тут в пушкинском неплохая выставка из армении была.
Уж слишком сильным оказалось впечатление.
А то, что выставки оформляются с любовью и старанием - правильные люди значит работают, профессионалы.