Смотрели с сыном "Подстрочник" Лилианны Лунгиной. И есть там у нее рассказ, как во время войны попала она в Набережные челны, где нужно было работать в газете "Знамя коммунизма" (Действительно, как еще могла называться в военное время газета в Набережных челнах? Ну, может, еще "Коммунист прикамья").
Словом, вот как Лунгина передает свой разговор с редактором по фамилии Даричев. Я списал этот рассказ с видео. В книге он может выглядеть иначе.
* * *
Я прихожу к этому моему Даричеву и говорю: «Вот, такое плохое положение в этом колхозе, надо поднять тревогу, вот, у меня…»
Он говорит: «Да что ты?! Кому это интересно? Ты все это забудь. Счас мы напишем с тобой статью. Вовремя убран хлеб…»
Я не понимаю и говорю: «Вы что, шутите, смеетесь надо мной?»
Он говорит: «Нет, я совершенно серьезно».
Я говорю: «Зачем же вы меня посылали туда?»
А он говорит: «Ты это все забудь. В газете должны быть только статейки жизнеутверждающие, полные надежд и хороших перспектив».
Я говорю: «Зачем же вы меня туда посылали? Это же можно писать [не выходя из редакции]»
Он говорит: «Как зачем? Надо ознакомиться с материалом».
Я говорю: «Вы что, смеетесь?»
Он говорит: «Нет. Надо ездить, чтоб на вопрос «ездите ли вы по колхозам» я должен [был бы] суметь ответить начальству: «да, мы ездим». А потом мы пишем то, что нужно писать. Вот и все. И так мы с тобой будем работать. (…) Если мы до начала войны иногда еще кое-что могли себе позволить… Тоже очень мало. Всегда должен был быть оптимистический тон. А сейчас – только положительно. Прямо на совещании сказали: только положительно. Но ездить по колхозам. Вот, мы будем ездить по колхозам и писать положительно».
Надо сказать, что для моего понимания советской системы эта моя работа в районной газете и вообще жизнь в Набережных Челнах сыграла огромную роль.
* * *
А ведь многие СМИ и сейчас так работают...