Марк Григорян (markgrigorian) wrote,
Марк Григорян
markgrigorian

Categories:

Карабахские фильмы в Лондоне

Вчера прошел показ фильмов о Карабахе, снятых молодыми армянскими и азербайджанскими режиссерами. 

Всего было показано шесть фильмов, по три с каждой стороны. Документалисты работали над фильмами под эгидой "Интерньюс", соответственно, Армении и Азербайджана, а деньги выделил британская Consortium Initiative. 

После показа фильмов, как водится, было обсуждение. И во время обсуждения, как обычно, активно себя вела группа азербайджанских студентов. Мне эта группа знакома. Они ходят на открытые мероприятия, чтобы "защитить национальные интересы". И говорят они об истории, о том, что "Карабах -- наша земля", требуют, чтобы все и всегда отмечали их "правду" и так далее. То есть, они ведут себя примерно так же, как мы себя вели в 88-89 годах. 

Но я хочу выделить небольшой комментарий Табиба Гусейнова. Он -- беженец из Карабаха, и после воинственных студентов он говорил о необходимости примирения, о позитивном подходе к решению конфликта, необходимости жить рядом... И это очень контрастировало с их выступлениями. 

Но я хочу рассказать об одном из азербайджанских фильмов, который был просто фантастически хорош. Я восхищаюсь этим фильмом. 

Называется он "Bug-Gobblers" (видимо, "Индюки надутые", хотя грубовато получается). А рассказывается в нем о двух "племенах" (так я перевожу с английского tribe), живущих где-то на северо-западе страны. Одно называется "айрим", другое -- "мисим". По мере развития повествования, оказывается, что эти племена находятся в состоянии конфликта. Они -- эти племена -- очень похожи друг на друга, но выискивают разницу и выпячивают ее, всегда предполагая, что "свое" племя лучше, чем "чужое". 

"Мы произносим слова протяжно, а они -- резко";

"Между нашими племенами фундаментальная разница. Мы так различаемся, что даже и разговаривать друг с другом нормально не можем. Мы более цивилизованные, чем они";

"Они религиозны, а мы больше склонны к естественным наукам". 

По ходу фильма у меня сначала возникло ощущение, что эта ситуация напоминает раздор Лиллипутии и Блефуску, где спорили о том, с какого конца разбивать вареное яйцо. Но постепенно я стал думать о том, что это же -- типичные армяне и азербайджанцы, которые, будучи близки друг другу, с таким упорством разыскивают и культивируют свои различия. Это называется "нарциссизм мелких различий".

И чем дальше говорили друг о друге эти айримы и мисимы, тем больше я чувствовал абсурдность армяно-азербайджанского спора об истории, территориях, принадлежности и правах. Я просто завидовал автору, что ей удалось найти такие показательные и совершенно маркесовские племена. 

Но подкачала концовка. Фильм заканчивался на том, что когда началась война с Арменией, закончился конфликт между этими племенами, и они вместе пошли против армян. В этой концовке я увидел, как автор предполагает, будто появление общего внешнего врага может решить армяно-азербайджанский конфликт. Но на самом деле этот конфликт гораздо сложнее. 

А потом, после обсуждения, мы побеседовали с автором Мадиной Ник-Наджат, и выяснилось, что она имела в виду совсем другое. 

Но на самом деле, не важно, что она имела в виду. Важнее то, что я увидел в этом фильме.

Tags: Азербайджан, Армения, Карабах, конфликт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments