Дебаты стали актуальными после двух трагедий -- в одном случае военнослужащий перестрелял пятерых, а потом покончил с собой, и во втором случае суицид якобы совершил офицер. "Якобы" -- потому что его семья не верит в версию самоубийства и утверждает, что расследование проходит с нарушениями.
Журналист и блогер Ваан Ишханян (
А оппозиуионный политик и блогер Сурен Суренянц (
Вернувшись, Сурен написал, что увидел у министра настоящую обеспокоенность ситуацией в армии и верит, что министр справится с ней. Это вызвало шквал критики в адрес Сурена. Как я понял, критиковали его за то, что, будучи оппозиционером, он посетил министра. Если так, то эта критика неадекватна, и говорить о ней не стоит.
Вслед за этим министр обороны собрал коллегию и устроил показательную порку. По телевизору показали, как он выстроил под стенкой нескольких нехудой комплекции офицеров, распек их, а потом уволил.
Я смотрел этот сюжет и думал: а поможет ли это?
А подумав, понимал, что я ведь не знаю ситуации в армянской армии и, следовательно, не могу судить, насколько там плохо, и поможет ли министерская порка. Ну, казалось бы, не знаю, и ладно. Но есть некоторые основные, базовые, проблемы, идушие еще с советских времен, которые не замечать нельзя.
Итак, я утверждаю, что исправить ситуацию в армии -- не только армянской, кстати, а и в других постсоветских армиях -- невозможно, пока там есть:
-- коррупция,
-- взяточничество (это часть коррупции, пусть очень важная),
-- дедовщина,
-- пока офицеры не могут так организовать быт и досуг военнослужащих, чтобы у них не оставалось возможности развлекаться, издеваясь над другими.
Видимо, это как раз и есть коренное преобразование армии. И добиться этого можно лишь установив гражданский контроль над армией. И я не изобретаю велосипед -- методы гражданского контроля известны, и применяются во многих странах. Другое дело, что им противятся коррмпированные офицеры. Ну, а с этим надо бороться.
В том числе, конечно, и показательными порками, и увольнениями.
Показательно выпоротые отомстят - и к бабушке не ходи! И помогут им те, кто еще не выпорот, но найти кого и за что выпороть всегда найдется даже в самой чудесной системе.
Офицеры не ... не могут так организовать быт и досуг военнослужащих ..., а не хотят! Не обременяют себя этой морокой. Для этого необходимо неравнодушие и изрядное количество сил и времени, не говоря о творческих идеях. Мне довелось много лет общаться с бывшим кадровым военным, который несколько лет назад покинул этот мир в возрасте около 85. В его время, как я поняла, основной проблемой в армии ещё не стала дедовщина, но пьянство и хулиганство солдат и младшего состава были весьма распространены. И где бы он ни служил, обязательно затевал "социальные программы" по использованию сил и времени подчинённых "в мирных целях": то сажали сады в степи, что-то строили, благоустраивали и озеленяли пустынный военный городок, проводили какие-то коммуникации, устраивали спортплощадки и на них занимались и соревновались и т.п. - это была беспрерывная постановка разумных задач и организация исполнения (и личное участие), так что реализация этих планов приносила радость и самим участникам процесса и их близким и всем жителям городка. (И, можно догадаться, неравнодушие этого человека всегда распространялось и за пределы сферы своих непосредственных обязанностей, его внимание обязательно привлекали случаи коррупции и взяточничества среди вышестоящих лиц, так что он всегда был неудобен и его регулярно перемещали на новые места начинать буквально с нуля.) На мой взгляд, качество офицерского состава армии решает почти всё. Контролем и угрозой "порки" можно очень мало чего достичь :( Но и то, кончено, хорошо. Хоть что-нибудь бы улучшить, хоть немного.
Начнем с того, что при СО появилась такая структура, как Общественный Совет при МО. Ну к примеру - в этом ОС одну из ключевых ролей играет НПО "Зинвори Майр" (для неармяноязычных читателей - аналог комитета солдатских матерей).
Ты можешь спросить у Ваана - он тебе о них расскажет.
Конечно же там нет сакунцев и им подобной шушеры - и это понятно.
Отдельно есть такая вещь как IPAP, который выставляет огромное кол-во требований по гражданскому контролю над деятельностью армии. И т.к. он недавно опубликован - то ты можешь его посмотреть.
Ես կարծում եմ, որ պետական համակարգի բարեփոխման խնդիրը նաև պետք է հասրակությունը բարձրացնի: Եթե հասրակության համար մարդու կյանքը այնքան էլ արժեք չունի, եթե հանդուրժել են բանակում սպանվեն մոտ 2000 երիտասրադ, գուցե ավելի(և մտահգորությունը թողել ենք միայն նրանց հարազատներին), ապա համակարգը չի կարող փոխվել կամ կփոխվի իր բարեփոխման իներցիայով: Նախարարի մոտ կոլգեգիայի նիստին մենք իմացանք սպանությունների մասին որոնց տեղյակ չէինք: ինչո՞ւ չենք իմացել, որ էն զինվորը սպա ա սպանել, իսկ սպան էնպես ա խփել զինվորին որ նա մահացել է: Ինչու մենք դրանք միայն նախարարի շուրթերից պիտի իմանայինք: ուրեմն չի հետաքրքրել հասրակությանը, հասրակական կազմակերպություններին, լրագրողներին: Իսկ եթե յուրաքանչյուր զինվորի մահը բողոքի ալիք բարձրացներ, հասրակական կազմակերպությունները իրենց բարեփոխման առաջարկներով ճնշեին պետական կառույցների վրա, ապա կարծում եմ համակարգը կսկսեր փոխվել: