Top.Mail.Ru
? ?

Previous Entry Share Flag Next Entry
Размышления, связанные с армянской армией
50
markgrigorian
В Армении проходят дискуссии и обсуждения ситуации с армянской армией. 

Дебаты стали актуальными после двух трагедий -- в одном случае военнослужащий перестрелял пятерых, а потом покончил с собой, и во втором случае суицид якобы совершил офицер. "Якобы" -- потому что его семья не верит в версию самоубийства и утверждает, что расследование проходит с нарушениями. 

Журналист и блогер Ваан Ишханян (kirakis ), много лет занимающийся проблемами армии, опубликовал у себя в блоге данные о погибших военнослужащих по годам. 

А оппозиуионный политик и блогер Сурен Суренянц (surenyants ) отправился к министру, чтобы поделиться с ним своей обеспокоенностью. 

Вернувшись, Сурен написал, что увидел у министра настоящую обеспокоенность ситуацией в армии и верит, что министр справится с ней. Это вызвало шквал критики в адрес Сурена. Как я понял, критиковали его за то, что, будучи оппозиционером, он посетил министра. Если так, то эта критика неадекватна, и говорить о ней не стоит. 

Вслед за этим министр обороны собрал коллегию и устроил показательную порку. По телевизору показали, как он выстроил под стенкой нескольких нехудой комплекции офицеров, распек их, а потом уволил. 

Я смотрел этот сюжет и думал: а поможет ли это? 

А подумав, понимал, что я ведь не знаю ситуации в армянской армии и, следовательно, не могу судить, насколько там плохо, и поможет ли министерская порка. Ну, казалось бы, не знаю, и ладно. Но есть некоторые основные, базовые, проблемы, идушие еще с советских времен, которые не замечать нельзя. 

Итак, я утверждаю, что исправить ситуацию в армии -- не только армянской, кстати, а и в других постсоветских армиях -- невозможно, пока там есть: 

-- коррупция, 
-- взяточничество (это часть коррупции, пусть очень важная),
-- дедовщина,
-- пока офицеры не могут так организовать быт и досуг военнослужащих, чтобы у них не оставалось возможности развлекаться, издеваясь над другими. 

Видимо, это как раз и есть коренное преобразование армии. И добиться этого можно лишь установив гражданский контроль над армией. И я не изобретаю велосипед -- методы гражданского контроля известны, и применяются во многих странах. Другое дело, что им противятся коррмпированные офицеры. Ну, а с этим надо бороться. 

В том числе, конечно, и показательными порками, и увольнениями. 



  • 1
скажи - ну или не ты, а тот, кто в теме - насколько в армянской армии распостранена дедовщина? и как она изменилась (если изменилась) за последние 15 лет?

Мне представляется -- я не уверен -- что есть дедовщина, причем есть и группировки по принципу землячества. Но надо проверить.

Не знаю как другие, но я верю в то, что Сейран Оганян лучший вариант в плане руководства военным ведомством. Я не большой оптимист в плане государственных реформ и положительных сдвигов в гос управлении, но почему–то верю, что Оганян это лучшее что могло быть в МО.

Я тебе верю. А его хватит на действительно серьезные и долгосрочные действия?

Хвалить надо "перед лицом своих товарищей". Ругать (а тем более - снимать с работы) - исключительно наедине!! (Азбука управления).

Показательно выпоротые отомстят - и к бабушке не ходи! И помогут им те, кто еще не выпорот, но найти кого и за что выпороть всегда найдется даже в самой чудесной системе.

Это, конечно, может случиться. Не могу ручаться, конечно, но все вероятно.

Боюсь, показательными порками и гражданским контролем дела не решить. Известны же случаи, привести точные ссылки сейчас не могу, но появлялась такая информация, когда родители приезжали в часть по сообщению солдата об издевательствах, встречались с ним и с руководством части, прощались до завтра и уходили спать, а назавтра оказывалось, что сына уже нет в живых и никто не виноват.

Офицеры не ... не могут так организовать быт и досуг военнослужащих ..., а не хотят! Не обременяют себя этой морокой. Для этого необходимо неравнодушие и изрядное количество сил и времени, не говоря о творческих идеях. Мне довелось много лет общаться с бывшим кадровым военным, который несколько лет назад покинул этот мир в возрасте около 85. В его время, как я поняла, основной проблемой в армии ещё не стала дедовщина, но пьянство и хулиганство солдат и младшего состава были весьма распространены. И где бы он ни служил, обязательно затевал "социальные программы" по использованию сил и времени подчинённых "в мирных целях": то сажали сады в степи, что-то строили, благоустраивали и озеленяли пустынный военный городок, проводили какие-то коммуникации, устраивали спортплощадки и на них занимались и соревновались и т.п. - это была беспрерывная постановка разумных задач и организация исполнения (и личное участие), так что реализация этих планов приносила радость и самим участникам процесса и их близким и всем жителям городка. (И, можно догадаться, неравнодушие этого человека всегда распространялось и за пределы сферы своих непосредственных обязанностей, его внимание обязательно привлекали случаи коррупции и взяточничества среди вышестоящих лиц, так что он всегда был неудобен и его регулярно перемещали на новые места начинать буквально с нуля.) На мой взгляд, качество офицерского состава армии решает почти всё. Контролем и угрозой "порки" можно очень мало чего достичь :( Но и то, кончено, хорошо. Хоть что-нибудь бы улучшить, хоть немного.

Прекрасно! Я со всем согласен. Кроме вашего скепсиса по отношению к общественному контролю. Все-таки между визитами родителей и организованным регулярным общественным контролем есть разница.

Мырза, изменилось многое.
Начнем с того, что при СО появилась такая структура, как Общественный Совет при МО. Ну к примеру - в этом ОС одну из ключевых ролей играет НПО "Зинвори Майр" (для неармяноязычных читателей - аналог комитета солдатских матерей).
Ты можешь спросить у Ваана - он тебе о них расскажет.
Конечно же там нет сакунцев и им подобной шушеры - и это понятно.
Отдельно есть такая вещь как IPAP, который выставляет огромное кол-во требований по гражданскому контролю над деятельностью армии. И т.к. он недавно опубликован - то ты можешь его посмотреть.

Мырза, с Гретой Мирзоян я знаком двадцать лет. Мой вопрос был не о правозащите в армии (которая необходима, кончено), а о создании и поддержании в активном состоянии инситутов общественного контроля. Да, Общественный совет -- это институт. А насколько он активен? Насколько адекватен? "Зинвори майр" -- прекрасная организация, но как она смотрится институционально? Я не критикую -- я спрашиваю.

Ողջույն Մարկ, վաղուց ուղղակի չենք շփվել:
Ես կարծում եմ, որ պետական համակարգի բարեփոխման խնդիրը նաև պետք է հասրակությունը բարձրացնի: Եթե հասրակության համար մարդու կյանքը այնքան էլ արժեք չունի, եթե հանդուրժել են բանակում սպանվեն մոտ 2000 երիտասրադ, գուցե ավելի(և մտահգորությունը թողել ենք միայն նրանց հարազատներին), ապա համակարգը չի կարող փոխվել կամ կփոխվի իր բարեփոխման իներցիայով: Նախարարի մոտ կոլգեգիայի նիստին մենք իմացանք սպանությունների մասին որոնց տեղյակ չէինք: ինչո՞ւ չենք իմացել, որ էն զինվորը սպա ա սպանել, իսկ սպան էնպես ա խփել զինվորին որ նա մահացել է: Ինչու մենք դրանք միայն նախարարի շուրթերից պիտի իմանայինք: ուրեմն չի հետաքրքրել հասրակությանը, հասրակական կազմակերպություններին, լրագրողներին: Իսկ եթե յուրաքանչյուր զինվորի մահը բողոքի ալիք բարձրացներ, հասրակական կազմակերպությունները իրենց բարեփոխման առաջարկներով ճնշեին պետական կառույցների վրա, ապա կարծում եմ համակարգը կսկսեր փոխվել:

Ողջո՜ւյն: Ամեն ինչի հետ համաձայն եմ, մանավանդ որ միշտ համարել եմ քեզ բանակի ու զինվորականների կենցաղի լավագույն գիտակներից մեկը: Բայց տես՝ հասարակությունը խնդիրները շատ անգամ չի տեսնում ու չի բարձրացնում, որովհետև լրագրողների համար բանակի հետ կապված թեմաները տաբու են:

Требуется сильный и профессиональный унтер офицерский корпус, но как его взять?! Это создаётся десятилетиями...

Согласен, требуется. Н не согласен с десятилетиями. Унтеров можно вырастить (или воспитать) за несколько месяцев.

Знаете Марк,я думаю что Оганян просто вынужден будет что-то менять,у него нет выбора.Если бардак и инциденты даже в небольшом количестве воинских частей продолжатся всех собак повесят на министра.Насколько знаю недругов в среде корумпированного генералитета у него немало.Оганян еще со времен войны был некой белой вороной.Рассказывают что он очень жестко пресекал все попытки мородерства со стороны тех частей которыми командовал.

Я о нем высокого мнения. И, конечно, он знает, что одно дело быть боевым командиром, и совершенно другое -- руководителем всей отрасли.

Кроме того у Сейрана Оганяна более или менее серьезный авторитет в армейской среде.То что он потерял ногу на войне,то что не отьел харю в мирные годы,выглядит как нормальный строевой офицер-все это делает его фигуру в глазах людей более значимой.Он не технический министр как Микаел Арутюнян.И это кстати,не сомневаюсь, нервирует очен многих власть имущих.

Да, мне эта его оценка известна. Правда, я, конечно, не могу сказать о ситуации с аппаратными играми, это это тоже понятно -- меня слишком давно нет в Ереване.

  • 1