Сделаем шаг в сторону журналистики и увидим, что ответственность за слово является абсолютным ядром самой концепции свободы слова.
Среди документов об Афганистане, опубликованных вчера на Wikileaks -- списки имен афганцев, помогавших США и НАТО. Это, фактически, расстрельные списки, подсказка талибам, с кем и где надо сводить счеты. Готовы ли те, кто опубликовал эти документы, отвечать за жизни людей, которые они поставили под угрозу своей безответственностью?
А если ответственность, то какая -- юридическая? Или кроме юридической есть еще какая-то ответственность? И должны ли журналисты думать о другой, неюридической ответственности?
И вообще, готовы ли мы, журналисты и блогеры, отвечать за свои слова? Или же свобода слова -- это безответственность слова? А если отвечать, то как?
* * *
Эти мысли навеяла мне беседа с военным корреспондентом "Новой газеты" Аркадием Бабченко, главным редактором журнала "Национальная оборона" Игорем Коротченко и гендиректором "Медиа Мира" (он же заместитель гендиректора "Росбизнесконсалтинга") Михаилом Гуревичем.
Беседу можно прослушать здесь.