Марк Григорян (markgrigorian) wrote,
Марк Григорян
markgrigorian

Categories:
В Астане открывается огромный торгово-развлекательный комплекс.

Построен он в форме шатра высотой в 100 метров (а вместе со шпилем -- 150 метров). Под шатром располагается гипермаркет площадью в 4.000 кв. метров, разные бутики и магазинчики располагаются на площади в 19.000 кв. метров, и так далее.

Автор проекта -- знаменитый британский архитектор Норман Фостер.



А вот как выглядит один из чертежей этого шатра:



Увидев эти фотографии в интернете, я немедленно вспомнил об одном из нереализованных проектов моего деда, известного архитектора Марка Григоряна. В 1965 году он предложил покрыть шатром холм Арин-Берд в Ереване, на котором находится цитадель Эребуни,  чтобы сохранить урартское городище и одонвременно расположить там музей.

Вот как выглядел проект Григоряна. Похоже?



Конечно, сорок пять лет назад в СССР строительная техника отставала от современной. Но шатер над холмом должен был покрывать площадь в восемь гектаров и быть высотой 80 метров. Наверху должна была располагаться смотровая площадка, откуда можно было бы увидеть всю крепость Эребуни. 



Проект не был реализован. Власти Армении решили, что он слишком дорогой, и вместо этого построили небольшое музейное здание у подножья холма. Но он принес деду международную известность. О предложении создать музей под шатром узнали в Международном Совете Музеев, и деда пригласили на всемирную конференцию Совета в Мексику с докладом. Но он был "невыездным" и советские власти запретили ему ехать на этот форум. Тогда деду дали статус члена оргкомитета, вместе со знаменитой Ириной Антоновой. Деваться было некуда, деду разрешили выезд. 

Но не дали валюты. А ехать из Еревана в Мексику без денег не было смысла. И дед каким-то странным образом нашел возможность получить деньги... от Госцирка. И в 1968 году дед поехал в Мексику, где рассказал о несостоявшемся музее под шатром и о других музеях в Армении. 

Разница, конечно, есть. У Фостера ось шатра наклонена, основание круглое, а не треугольное, как у дедовского проекта, да и размещаются у него под шатром магазины, а у деда предполагался музей... Времена меняются! 

И вот сейчас смотрю я на произведение Фостера и думаю: мог ли он знать об этом проекте деда? Скорее всего, нет. 

А вдруг?..
Tags: архитектура
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 36 comments